Отчет о самообразовании 2017-2018 г.г.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сотрудинова Наталья Фёдоровна

отчет о самообразовании "Устное народное творчество в развитие речи детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2017-2018.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тигильский детский сад «Каюмка»»

Отчет по самообразованию воспитателя

Сотрудиновой Натальи Фёдоровны

за 2017 - 2018 учебный год

с.Тигиль

Я, Сотрудинова Наталья Фёдоровна, работаю в ясельной группе «Солнышко». Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –21 год.

Стаж работы в МБДОУ –3 года.

Стаж работы в занимаемой должности –21год

Квалификационная  категория – соответствие занимаемой должности

Тема:

«Устное народное творчество в развитии речи

детей раннего возраста»

             Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году  было:

- продолжать повышать  свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.

          В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.

Задачи работы:

  •  Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;
  •  Разработать перспективный план работы с детьми;
  •  Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
  •  Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  •  Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
  •  Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
  •  Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

Практические выходы:

  •  Проведение мастер-класс для родителей на групповом родительском собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;
  •  Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем – речь развиваем!»
  •  Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами театра;
  •  Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни;
  •  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

-

          Актуальность 

Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

 Воспитание звуковой культуры речи.

 Обогащение словаря.

 Формирование грамматического строя речи.

 Развитие монологической и диалогической речи.

 Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Мною была изучена литература:

Автор

Название

Год издательства

Издательство

Л.Н. Павлова

Фольклор для маленьких

Журнал «Дошкольное воспитание»

1990 № 4,7,10.

М.Н. Мельников

Русский детский фольклор

1987

М. Просвещение

В.Г. Лунина

Воспитание детей на традициях русской культуры

2005

М. : ЦГЛ

Князева О.Л., Маханёва М.Д.

Приобщение детей к истокам русской культуры

2008

сПб

Сост. В. Аникин

Русский фольклор

1985

М

Янушко Е.А.

Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет

2009

М

          Был разработан перспективный план на весь год

         В работе с детьми я способствовала:

- развитию положительных эмоций у детей во время проговаривания потешки или песенки.

- развитию положительного отношения ребенка к произведениям устного народного творчества;

- развитию коммуникативной компетентности ребенка, умение выражать свои эмоциональные ощущения и переживания во время проговаривания взрослого потешек или песенок

- развитию у детей социальных навыков:  умение слушать потешки или песенки;

- создавала  возможности для приобщения детей к ценностям устного народного творчества, желание снова повторить потешку или песенку

- создавала условия для развития бережного отношения к игрушкам, пособиям устного народног творчества ( маски; кукольный театр; книжки-малышки с песенками, потешками; пальчиковый театр)

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывала положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Была сделана картотека — потешек, песенок.

Был пополнен уголок театрализованной деятельности.

     

Также я проводила работу с родителями.  Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей Были предложены  папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем»«Устное народное творчество. Потешки», родителям были предложены  рекомендации для родителей по использованию театрализованной деятельности дома;

В конце года по  итога

Таким образом, в результате реализации плана  работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации (желание самому пересказать любую потешку, песенку, прибаутку).

Завершающим этапом моей работы по самообразованию, был предоставлен отчет о проделанной работе заместителю по ВМР Арбузовой В.В.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности: 80 % детей начали говорить, связно выражать свои мысли, свои эмоции. На следующий год планирую взять тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет воспитателя за 2017-2018 уч. г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа № 1512»(ГБОУ Школа № 1512)----------------------------------------------------...

Отчет воспитателя за 2017-2018 г.

Годовой отчет воспитателя за 2021-2022 уч.г....

Отчет по самообразованию 2017-2018 уч.год

Отчет  по самообразованиюИсаевой Людмилы Валерьевныфизкультурно – оздоровительный  кружокс экологическим уклоном «Веселый рюкзачок»за 2017-2018уч. год....

отчет презентация за 2017-2018 г.

отчет презентация за 2017-2018 г....

ГОДОВЫЕ ОТЧЕТЫ 2015-2016, 2017-2018,2018-2019,2019-2020 гг.

Годовые отчеты музыкального руководителя Романюта Екатерины Алексеевны...