Как правильно проектировать театральные зоны в группах
консультация по теме

Точилкина Марина Петровна

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно проектировать театральные зоны в группах

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.

в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи. Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу богородской.

Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет гапит – деревянный стержень, который является позвоночником куклы.

Прежде чем научить детей управлять верховыми куклами, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.

В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.

В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче.

Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость .

В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагаем соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:

обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

организация зон приватности;

предоставление нрава и свободы выбора;

создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

полифункционнальность использования помещений и оборудования;

возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

отдельные упражнения по этике;

упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

создание атмосферы творчества;

социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский).

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;

в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай интересное событие и т.д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:

введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное включение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

отдельные упражнения по этике;

упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

три основные целей:

развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

создание атмосферы творчества;

социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение музыкального уголка, театральной зоны в первой младшей группе.

Малыши - особый народ в дошкольном учреждении. От того, что их окружает, кто их окружает, зависит всестороннее развитие ребенка. Предлагаемый материал рекомендован для воспитателей первых младших груп...

содержание музыкально-театральной зоны

Музыкально-театральная зона  для  всех  возрастов...

Презентация "Театральная зона активности"

Обзор театрализованной зоны в старшей группе детского сада....

Семинар-практикум "Оформление театральной зоны"

Оформление тетральной зоны в дошкольном учреждении...

Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"

Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях?Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и ...

Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"

Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"...

Семинар-практикум для педагогов «Организация театральной зоны в детском саду»

Семинар-практикум для педагогов «Организация театральной зоны в детском саду»...