"Экологическое образование дошкольников"
материал на тему
В содержании представлен материал по экологическому образованию дошкольников. Материал принял участие в краевом конкурсе по экологическому образованию среди муниципальных детских садов Алтайского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_po_ekologii.docx | 443.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик»
Краевой смотр –конкурс образовательных организаций по экологическому образованию
Номинация:«Муниципальные организации дошкольного образования»
Сегодня все дошкольные учреждения работают в условиях свободного выбора образовательных программ. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода детства. Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Согласно ФГОС в педагогическом процессе должны быть созданы условия:
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
В 2016 году творческой группой педагогов была разработана и утверждена образовательная программа дошкольного образования. В часть формируемую участниками образовательных отношений педагогами была выбраны:
- парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в Экологию!»О.А. Воронкевич. В программе большое место отводится опытно-экспериментальной деятельности, реализации детских проектов.
- рабочая программа по региональному компоненту «Родные просторы» ( Приложение №1), разработанная старшим воспитателем детского сада. Всё содержание Программы разбито на тематические блоки, содержание которых усложняется с возрастными особенностями детей.:
Модуль 1. « Мой детский сад. Моя семья».
Модуль 2. « Алтайский край, Родинский район»
Модуль 3. « Зелёное золото Алтая»
Модуль 4. « Быт , традиции , праздники»
Модуль 5 «Озёра , реки Алтайского края. Родинского района»
Модуль 6 « Животный мир Алтая»
Модуль 7 « Богатства Алтайского края»
Модуль 8 « Люди-гордость Алтая»
Модуль 9 Никто не забыт, ничто не забыто»
Основное время отведено совместной деятельности взрослых и детей: беседы, праздники, игры, экскурсии, трудовая деятельность, исследовательская деятельность. Каждая тема проходит закрепление через художественно- эстетическую, игровую деятельность.Таким образом, в учебно-воспитательный процесс были включены занятия с использованием исследовательской деятельности, краеведческого материала.
Содержание программы «Родные просторы» широко и многосторонне, решение поставленных задач достигается в комплексе различными методами:
-объяснительно-иллюстративный;
-проблемный;
- исследовательский, эвристический.
Краеведческое образование можно определить как систему последовательного формирования экологической культуры человека, который осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитания, самообразования, обретения жизненного опыта. Краеведческое образование максимально учитывает все функции экологии в общественной жизни и основывается на традициях и обычаях людей, живущих в Алтайском крае.
А теперь о том, как осуществляется один из основополагающих принципов экологического образования- краеведческий , в работе нашего дошкольного учреждения.
Система эколого- краеведческой работы с детьми включает :
- совместную деятельность педагога с ребёнком и ребёнка со сверстниками;
-самостоятельную деятельность ;
- создание творчески развивающей эколого- образовательной среды;
- использование современных образовательных технологий
( исследовательская и проектная деятельность);
- организация эколого- педагогическогог просвещения родителей.
- взаимодействие с социумом;
1. Совместная деятельность педагога с ребёнком и ребёнка со сверстниками, самостоятельная деятельность.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода по эколого-краеведческому образованию является создание учебно-методического комплекса, разработка познавательных мероприятий. Работа над содержанием Рабочей программы шла в течении двух лет. За этот период творческой группой педагогов разработаны беседы, занятия, экскурсии, презентации для детей от 4-7 лет по тематическим блокам: «Природно-климатические условия Алтайского края», «Дикие животные Алтайского края», «Зимующие птицы Алтайского края», «Реки и озёра Алтайского края», «Озеро в с.Родино», «Заповедники Алтайского края», «Зелёная аптека Алтайского края», «Знакомство с полезными ископаемыми Алтайского края», « Во садули, в огороде», «Зелёное золото Алтая», «Степь и её обитатели», «Перелётные птицы Алтайского края», «Заповедные места Алтайского края» и д.р.Наши воспитанники имеют в своём распоряжении информационные поля, что позволяет развивать мышление, способность систематизировать объекты материального и духовного мира. Мы не просто углубляем и расширяем знания детей, а создаём условия для развития у детей познавательных способностей.
2. Создание творчески развивающей эколого- образовательной среды;
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность – одна из задач. Методический материал по этому разделу очень богат и насыщен, позволяет воспитателю выбирать, варьировать, проявлять свою творческую активность.
Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы построили предметно-пространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребёнку наиболее эффективно развивать его личностные способности.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в средней, старшей, подготовительной группах создали «Центры науки и естествознания» (Приложение1). Центры художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. В экспериментальном центре дети под руководством взрослого проводят элементарные опыты: сравнивают особенности природных ископаемых(глины, песка, соли), исследуют степень загрязнения водоёмов Родинского района, узнают, как из зерна получается мука и т.д. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в центре. Результатом педагогической деятельности является положительная динамика развития интереса детей к поисковой исследовательской деятельности. Так, в начале работы предпочтение исследовательской деятельности отдают лишь 5 детей из 20, что составляет 25 % от общего количества детей. С организацией центра и проведением ряда мероприятий - 13 детей (65 %).( Приложение №2.)Проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в Центре науки и естествознания». Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира. Для достижения намеченной цели педагогами разработана система познавательных задач ( Приложение №3)
В средней, старшей и подготовительных группах, оформлены «Центры краеведения». Краеведческий материал, который мы используем в рамках экологического образования, несомненно, обладает полифункциональностью, носит одновременно и исследовательский, и прикладной, и воспитательный характер. Знакомясь с темой «Воды», дети узнают о водных ресурсах Родинского района. Кроме того, они получают сведения и проверяют на практике и во время экскурсий как загрязнена вода. Знакомясь с темой «Зелёное золото Алтая» дети узнают о зерновых культурах, которые произрастают в Родинском районе, знают, что хлеб -всему голова, сколько труда люди вкладывают на полях, прежде чем горячая булочка попадёт на стол. Альбомы, буклеты, иллюстрирующие экосистему района, обогащают впечатления детей о сезонных изменениях в природе родного края. Отправляясь на экскурсии, дети обязательно собирают гербарий растений. Мы считаем, что именно краеведческое образование даёт возможность раскрыть ребёнку значение природы как части культуры, как универсальной ценности , поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете, по имени Земля вообще к ближайшей окружающей среде, в частности , к явлениям духовной культуры- сказкам, песням, народным играм, обычаям, традициям.
По участкам детского сада и прилегающей территории проходит экологическая тропа, на ней имеются: деревья, кустарники, поляна одуванчиков, альпийская горка, цветники и другие объекты для наблюдения. Ежегодно растительный мир на территории детского сада дополняется новыми саженцами плодовых, ягодных культур, деревьев.
В каждой группе детского сада имеются зелёные зоны: «Центр природы». В 2016 году Центры стали более экологизированы: дополнены дидактическими играми, заданиями развивающей направленности, что помогает различными формами и методами приобщить детей к миру природы. В «Календаре погоды нашего края» дети фиксируют цикличность, динамику, и ритм природы. На территории детского сада есть цветники. Для повышение качества воспитательно-образовательного процесса и популяризации детского экспериментирования в детском саду функционирует Эко - огород «У бабушки Лукерьи». Огород привлекает к участию в экспериментальной деятельности родителей и воспитанников разных групп.Оказывая посильную помощь взрослым, дети наблюдают за ростом и развитием растений, делают выводы, приобретают трудовые навыки. Рассаду выращиваем с детьми на окнах. Удобно проводить циклические наблюдения. С удовольствием наши воспитанники принимают участие в уборке урожая.
На территории ДОУ работает учебная площадка «Метеостанция». Создание метеостанции открывает возможность наблюдать за погодой в любое время года, получать наиболее объёмные знания: как дует ветер, сколько выпало снега, какие осадки и т.д. Неоценимый вклад в экологическое образование вносит создание на территории развивающей площадки «Птичья столовая». Ежегодно в детском саду проводится акция «Поможем птицам». Дети вместе с родителями изготавливают кормушки, приносят корм, чтобы поддержать наших пернатых друзей.
Использование предметно-пространственной среды в эколого-краеведческой деятельности
№ | Элемент среды | деятельность | сезон |
1 | « Центр краеведения» | Экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность | В течении года |
2 | « Цент науки и естествознания» | Экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность | В течении года |
3 | « Центр природы» | Посадка, наблюдение уход за комнатными растениями | В течении года |
4 | « Экологическая тропа» | непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активная деятельность. | В течении года |
5 | Эко-огород « У бабушки Лукерьи» | Наблюдение, посадка, уход, сбор урожая(трудовая деятельность) | Май-сентябрь |
6 | « Метеостанция» | Наблюдения, исследовательская деятельность | В течении года |
7 | « Птичья столовая» | Наблюдения, уход | В течении года |
8 | Цветники | Наблюдения, уход (трудовая деятельность) | Май-сентябрь |
9 | « Огород на окне» | Наблюдения, посадка уход (трудовая деятельность) | Март-май |
3. Использование совремнных образовательных технологий
Одним из инновационных направлений в деятельности дошкольного учреждения является опытно-экспериментальная деятельность.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества вошла прочно в педагогический процесс нашего детского сада. Воспитанники детского сада ежегодно становятся победителями и призёрами районного конкурса исследовательских работ « От простого-к сложному», Окружного конкурса исследовательских работ и творческих проектов « Юный Знайка». Ежегодно мы представляем работы в Краевом этапе Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь». Мы представляли такие проекты как «Как зерно превращается в хлеб», « Откуда в снежках грязь», «Почему у глобуса белая шапка», «Умеет ли ветер работать», « Почему листья на деревьях желтеют и опадают?»,«Зачем зимой снег?». В 2016-2017г разработали проеты: «Почему берёзу называют символом России?»,«Матушка- сыра земля»,«Что за фрукт оранжевого цвета?», «Горы».
В копилке детского сада шесть лауреатов конкурса. Если мы хотим, чтобы наши дети были инициативными, активными, творческим – нужно обязательно принимать участие в проектной деятельности. В 2016 году в первые наши педагоги Колоскова Е.Б., Комисар Л.М, вместе с детьми Борзуновой Ангелиной, Ситник Матвеем, приняли участие в краевом открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Первые открытия», стали победителями конкурса. Наиболее успешным показал себя проект «Горы». Совместно с родителями и педагогом Колосковой Е.Б., воспитанница подготовительной группы Барзунова А. исследовала разновидности гор. Проведя ряд опытов, ребёнок узнал, как образуются складчатые, глыбовые, вулканические горы. На основе проведённой работы Девочка сочинила свою сказку о горах. Активно принимают наши воспитанники участие в краевых творческих конкурсах по экологическому воспитанию, имеют высокие результаты. ( Приложение 4)
4.Организация эколого- педагогическогог просвещения родителей.
Родители наших воспитанников принимают активное участие в работе над проектами, что помогает добиться положительных результатов в экспериментальной деятельности. Для пополляризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями
( Приложение 5) Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были проведены консультации с родителями. Родители принимают активное участие в создании эколого-развивающей среды : приносят рассаду овощей, семена цветов, помогают в спашке огорода и цветников. Активно включились родители в создание Центров краеведения. В 2017году в сотрудничестве с родителями реализовываем проекты по региональному компоненту.
Творчески с фантазией ежегодно в детском саду проходят выставки декоративно прикладного искусства. Родители вместе с детьми рисуют, делают поделки из природного материала. В2016-2017 учебном году были оформлены выставки: «Необычное в обычном», « Чудеса на грядках», «Краски осени», «Весенние мотивы», « Зимушка хрустальная», « Сами с усами». Привлекаем родителей к участию в сезонных досугах и развлечениях.
5 Взаимодействие с социумом.
Детский сад активно взаимодействует с социальными объектами села. С сотрудниками районной библиотеки разработан план мероприятий по реализации регионального компонента: « Красная книга Алтайского края», « Заповедные места Алтайского края», « Водный мир Алтайского края».
Ежегодно в районном « Музее искуств» наши воспитанники представляют свои работы на выставках декоративно-прикладного искусства «Многообразие возможностей», среди них много победителей и призёров.
Подводя итог проделанной работы можно сделать вывод, что эколого-краеведческая деятельность в детскому саду дала положительный результат:
- Развитие познавательного интереса детей, включённость в активную познавательную деятельность;
- Развитие активности, самостоятельности, инициативности ;
- Умение ценить красоту;
- Грамотное поведение в социуме;
- Воспитание гуманного отношения к природе;
Доказательством эффективности реализации данной работы является мониторинг социально-личностного развития детей, динамика овладения детьми деятельностью экспериментирования.
( Приложение 6,7)
Приложение №2
Результат диагностики по методике « Выбор деятельности»
На день диагностики присутствует 20 детей
Вид деятельности | 1-й этап - октябрь | 2-й этап - ноябрь | ||
Кол-во детей % | Кол-во детей % | |||
Игровая деятельность | 5 | 25% | 4 | 20% |
Изобразительная деятельность | 3 | 15% | 2 | 10% |
Труд в уголке природы | 3 | 15% | 2 | 10% |
экспериментирование | 5 | 25% | 12 | 60% |
конструирование | 4 | 20% | - | - |
Динамика развития интереса к экспериментальной деятельности (первый этап)
Динамика развития интереса к экспериментальной деятельности ( второй этап)
Приложение №3
Система познавательных задач
на примере изучения различных тем
Цель | Содержание | Вывод |
1 Выявление свойств песка и глины | ||
Познакомить детей со свойствами глины, песка | 1Взять стаканчики с глиной и песком , попросить детей высыпать песок и глину | Песок – рыхлый, сыпучий. Глина-слипает ся комочками, твердая |
2.Взять палочку и попробовать «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Затем добавить воды | В сухой песок палочка вошла легко - песок рыхлый. В сухую глину палочка вошла с трудом – глина твердая, в сырую легче | |
3.взять увеличительное стекло и рассмотреть, из чего состоят песок и глина (сравнить) | Песок – из очень мелких песчинок круглой формы, находятся отдельно друг от друга. Глина: мелкие частички слиплись друг с другом («тесно взялись за руки») | |
4.Взять две банки (стеклянные). В одной банке тонким слоем песок, в другой – глина. Закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием для трубочки. Один конец будет находиться в банке, другой – снаружи. Предложить попробовать дунуть в трубку. На наружный конец трубочки можно надеть резиновую грушу для создания сильного потока воздуха | Песчинки песка легко передвигаются, частички глины – труднее или совсем не двигаются | |
5.Аналогично. только использовать увлажненный песок | Крупинки песка и глины не двигаются | |
6.Взять два стакана: один с песком, другой – с глиной. Налить в оба стакана воды | В стакане с песком вода быстро просочилась – частички песка находятся отдельно друг от друга. В стакане с глиной вода впитывается медленно, часть воды осталась сверху | |
7. предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. Сравнить | Сухая глина не формируется, влажная – хорошо формируется | |
8.Предлжить слепить шарики из сухого песка, затем из сырого | Сухой песок не формируется, из сырого шарики формируются, но изделия получаются не прочным | |
9. предложить слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до полного высыхания | Песчаные шарики распадутся – песок рыхлый. Глиняные шарики станут сухими и крепкими – глина твердая | |
10.Посадить в стаканчики с песком и глиной семя фасоли | В песке семя прорастет быстрее – он рыхлый, легко проходит вода, воздух. В глине – медленнее, плохо проходит вода. Воздух | |
2 Выявление свойств воды | ||
| Во время мытья рук изменить температуру воды. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в каждом чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить. (Температура горячей воды не должна превышать50 градусов) | Температура воды бывает разной |
2.Подвести детей к пониманию, что вода прозрачная | Взять два стакана: один с водой – другой с молоком. В оба стакана опустить камушек | В стакане с водой камушек виден – вода прозрачная. В стакане с молоком камушек не виден – молоко не прозрачное |
3.Подвести де6тей к пониманию, что вода не имеет собственного веуса | Сравнить на вкус воду, сок, молоко. Взять два стакана с водой. Попробовать, затем положить в один стакан сахарный песок, в другой – соль | Вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – соленая |
4. Подвести детей к пониманию. Что вода не имеет собственного запаха | Сравнить запах в стакане с обычной водой и в стакане с добавлением ароматизаторов | Вода не имеет запаха |
5.Подвести детей к пониманию. Что вода жидкая, может течь | Взять разные сосуды. Переливать воду из одного в другой | Вода жидкая – течет |
6.подвести детей к пониманию, что в воде некоторые вещества растворяются. А некоторые – нет | Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой – сахарный. Размешать. Можно также использовать соль, шипучие таблетки – витамины, твердые6 предметы. Акварельные краски | Сахарного песка не видно – растворился в воде; речной песок опустился на дно стакана и не растворился |
7.подвести детей к пониманию, что вода не имеет формы | Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место рас положения (на руке, в стакане, на тарелке). Налить воду в сосуды разной формы | Форма кубика постоянна. Вода принимает форму того предмета, в котором находится. Вода жидкая , поэтому не имеет формы |
8.Подвсести детей к пониманию. Что вода может быть в трех состояниях | Взять три колбочки с водой. Первую поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, а третью подержать над спиртовкой | Первая – лед. Вторая – вода. Третья - пар |
9.Подвести детей к выводу, что вода испаряется | Налить в неглубокую мисочку воду (лучше подкрашенную) и оставить на несколько дней | Вода постепенно испарится |
Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях Растворить в стакане с водой соль и сахар. Эту посуду оставить на некоторое время Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух | Вода испарится быстрее в теплом месте, чем в холодном Вода испарится быстрее из мелкой мисочки Вода испарится, останется на дне стаканчиков след соли и сахара На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испарится с поверхности листа растения | |
3 Выявление свойства воздуха | ||
1.Подвести детей к пониманию, что воздух невидимый, прозрачный | Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги. Взять банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно | Вода не попадает в стакан, так как в нем есть воздух, который не пускает воду |
Аналогично опустить стакан в банку с водой, но не прямо, а немного наклонив. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха | Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода | |
2.Подвести детей к пониманию, что воздух везде | Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть | Человек вдыхает и выдыхает воздух |
Взять комок почвы и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха | В почве есть воздух | |
Взять сухой камень (небольшой) и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха | В камне есть воздух | |
Взять кусочек поролона и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха | В поролоне есть воздух | |
3.подвести детей к пониманию, что воздух легкий 4.Дать понятие о движении воздуха 5.дать детям понятие о загрязнении воздуха | Предложить надуть воздушные шарики, мыльные пузыри, поиграть с ними Взять игрушки, надутые воздухом, и опустить в таз с водой Взять весы, два стакана: один с водой, другой с воздухом. Сравнить на весах Взять мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке свое море: красное, черное, желтое( вода окрашена). Дети дуют на воду, получаются волны Зажечь свечу, взять стекло или фарфоровую чашку и подержать над пламенем свечи | Шарики, м ыльные пузыри легко летают – воздух легкий Игрушки не тонут – воздух легче воды Воздух легче воды Под действием движения воздуха на воде образуются волны Предмет снизу потемнел – покрылся копотью |
4 Выявление свойств и качеств снега , льда | ||
1.Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда | Принести снег и лед в помещение | Снег и лед превратятся в лед в теплом помещении |
2.подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла | Взять снег и положить на ладонь. На ладонь в варежке | Снег растает на ладони, а на варежке – нет |
3.Подвести детей к пониманию связи м ежду состоянием снега и температурой воздуха | В морозный день предложить вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки | Лепится влажный снег; влажный снег бывает в слабый мороз |
4.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега | В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину | Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась корочкой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает от холода растения |
5.Дать детям понятие о загрязнении снега и воды | Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым накрыт стакан | На бумажном фильтре останутся следы – снег грязный |
Приложение №4
Участие детей и педагогов в конкурсах
2016- 2017 учебный год
№ | Название конкурса | Уровень | Количество участников | Результат |
1 | « От простого к сложному» | Районный фестиваль открытий | 3 | Диплом за 1-е место Диплом за 2-е место Диплом за 3-е место |
2 | « Многообразие возможностей» | Районный конкурс декоративно- прикладного искусства | 13 | Грамота за 1-место(2ч) Грамота за 2-е место(3 чел) Грамота за 3-е место( 1 чел) |
3 | «Летний день год кормит» | краевой | 16 | Диплом победителя (9чел) |
4 | « Наше Алтайское лето» | краевой | 21 | Диплом победителя (4чел) |
5 | « Первые открытия» | краевой | 2 | Диплом победителя ( 2 чел) |
6 | « Мой родной край» | Международная выставка рисунков | 2 | Диплом победителя (2 чел) |
7 | «Прекрасный мир бабочек» | Международный творческий конкурс | 3 | Диплом победителя(3 чел) |
8 | « Летний пейзаж» | Международный творческий конкурс | 1 | Диплом победителя |
9 | «В декабре, в декабре, все деревья в серебре» | Международный творческий конкурс | 7 | Диплом победителя (4 чел) |
Приложение №5
План совместной деятельности родителей с детьми дома
Период деятельности | Цели совместной деятельности родителей с детьми дома |
Осень | Расширять кругозор детей в области видов транспорта. Названий растений, деревьев и их плодов во время осенних экскурсий в парк, центральную часть села; ставить перед детьми вопросы, приводящие к сравнению явлений, предметов при просмотре фотографий о летнем отдыхе. Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким-либо выбранным объектом по пути в детский сад. Развивать у детей активное использование органов чувств ( совершенствовать зрительные, тактильные чувства, вкусовые ощущения). |
Зима | Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом в виде забавных «фокусов» на праздниках. Выявлять свойства снега и льда во время зимних прогулок. Совместно с детьми разгадывать ребусы, головоломки, проходить лабиринты, составлять их самостоятельно. |
Весна | Содействовать поиску новой интересной информации о жизни растений, животных, людей в разных уголках земного шара для выступления перед группой. Развивать кругозор, знакомя с интересными фактами и объектами родного села. Продолжать выявлять свойства льда, снега, воды при изменении окружающей температуры. Закреплять умение наблюдать, сравнивать на примере весеннего пробуждения природы. |
Лето. | Стимулировать активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом во время летнего отдыха на природе. Стремиться к развитию речи детей при описании увиденного, выдвижении гипотез и доказательств во время летних путешествий. |
Приложение №6
Начало 2016-2017 уч. года
Дошкольники умеют
1 | Определять и узнавать основные виды растений и животных своего места | 48 % |
2 | Проводить практическую работу по посадке, уходу за овощами, цветами | 50 % |
3 | Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями | 65 % |
4 | Распознать наиболее распространенные растения и составить гербарий | 47 % |
5 | Объяснять взаимосвязь человека и окружающей среды | 52 % |
Конец 2016-2017 уч.г
Дошкольники умеют
1 | Определять и узнавать основные виды растений и животных своего места | 90 % |
2 | Проводить практическую работу по посадке, уходу за овощами, цветами | 87 % |
3 | Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями | 95 % |
4 | Распознать наиболее распространенные растения и составить гербарий | 82 % |
5 | Объяснять взаимосвязь человека и окружающей среды | 82 % |
Приложение №7
Начало 2016-2017 уч. г.
Дошкольники знают
1 | Видовое многообразие растительного и животного мира региона | 45 % |
2 | Основные виды деревьев нашей местности | 50 % |
3 | Значение лекарственных растений | 42 % |
4 | Водоёмы региона | 30 % |
5 | Полезные ископаемые региона | 28 % |
6 | Основные природоохранные мероприятия в районе | 25 % |
7 | Значение Красной книги Алтайского края | 32 % |
Конец 2016-2017 уч. г.
Дошкольники знают
1 | Видовое многообразие растительного и животного мира региона | 92 % |
2 | Основные виды деревьев нашей местности | 85 % |
3 | Значение лекарственных растений | 80 % |
4 | Водоёмы региона | 25 % |
5 | Полезные ископаемые региона | 65 % |
6 | Основные природоохранные мероприятия в районе | 60 % |
7 | Значение Красной книги Алтайского края | 76 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...