ТРИЗ-технологии в детском саду
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная проблема сегодняшнего дня для многих педагогов. Важной составляющей данного направления работы является выбор педагогической технологии, способствующей формированию ключевых компетентностей у дошкольников.
Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravneniya_i_zagadki._metodicheskie_rekomendatsii.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Составляем сравнения, загадки и метафоры».
Тема: «Делаем сравнения».
Вашему ребенку важно научиться делать сравнения
не только для развития активной речи,
но и для формирования мыслительной операции аналогии.
Цель: усвоение детьми общего способа составления сравнений.
Наглядность: сделать пособие «Учимся сравнивать». Возможные размеры: высота 5-7 см. длина 20-25см.:
= |
набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнить по какому-либо признаку.
Например: солнце – цыпленок по цвету желтые, лужа – облако по форме овальные и т.д.
Задание № 1 «Ищем общее» (с 2, 5 лет)
Предложите вашему малышу две картинки с изображением объектов, которые одинаковые по форме, или по цвету, или по действию.
Например:
Одна картинка с изображением солнца, а другая с изображением цыпленка. Оба объекта одинаковые по цвету.
Расположите их друг за другом с промежутком.
Картинка с изображением желтого солнца | Картинка с изображением желтого цыпленка |
«Прочитайте» получившееся сравнение: «солнце желтое, такое же, как цыпленок». В свободном промежутке можно поставить (даже для совсем маленьких детей), написанные печатными буквами слова «такое же, как».
Подбирайте парные картинки, которые похожи по какому-то признаку и ставьте их вряд с промежутком:
Например:
Заяц – мяч. Они похожи между собой по действию (прыгают). Получается фраза: «Мяч прыгает так же, как заяц».
Задание № 2 «Учимся сравнивать» (3 – 4 года).
Предложить ребенку, сделанную из бумаги табличку «Учимся сравнивать». Выбрать две картинки с изображением объектов похожих по какому-либо признаку и расположить их на крайние ячейки справа и слева.
Например:
Картинка с изображением ежика | такое же, как | Картинка с изображением кактуса |
«Прочитать» получившееся сравнение: «ежик колючий такой же, как кактус».
Обсудить с ребенком, по какому признаку было сравнение (признак рельефа). В пустых ячейках поставить схему имени признака «рельеф».
«Прочитать» получившееся сравнение: «ежик по рельефу колючий такой же, как колючий кактус».
Картинка с изображением объекта 1 | Схема имени признака. | такое же, как | Схема имени признака | Картинка с изображением объекта 2 |
Рекомендуется менять картинки местами, не меняя схемы имени признака. Проговаривать получившиеся сравнения:
Например: «кактус такой же колючий по рельефу, как и ежик».
Задание № 3 «Знаю, как надо сравнить объекты» (с 5 лет).
Попросить ребенка объяснить, как пользоваться табличкой сравнения:
такое же, как |
Создавать условия, что бы ребенок сам подбирал картинки и схемы признаков для составления сравнений и их зарисовывал.
На заметку.
При обучении сравнениям важно помнить, что главная цель: усвоение МОДЕЛИ составления сравнений.
Фраза получается образной, если сравниваемые объекты относятся к разным классификационным группам. Например: объект не живой природы -солнце по цвету желтое сравнивается с объектами живой природы желтого цвета (цыпленок, одуванчик) или объектом рукотворного мира – электрической лампочкой.
Побуждать детей 5-7 лет самостоятельно составлять сравнения без опоры на таблицу, выбирая характерные признаки объекта.
Тема: «Составление загадок».
Умения составлять загадки нужны
для упражнения в создании аналогий и для развития активной речи описательного характера.
Общий способ создания загадок описательного типа основан на модели составления сравнений.
Цель: усвоение детьми обобщенных способов составления образных сравнений комплексного характера.
Оборудование: сделать пособие «Подарок тетушки Загадушки». Возможные размеры – формат листа А4, разлинованный следующим образом:
Простой карандаш или фломастер черного цвета.
Набор объектов или картинок, на которые будут составляться загадки.
Значки, обозначающие признаки (см. схемы имен признаков).
Задание № 1. «Первый секретный подарок тетушки Загадушки».
(с 4 лет)
Предложите вашему ребенку секретный подарок тетушки Загадушки: конкретный объект или картинку объекта и таблицу с заполненной верхней строчкой.
Например: картинка спелого подсолнуха и табличка:
Значок имени признака | Какой? | Что такое же? |
Из набора значков, обозначающих признаки, в левую часть таблицы поочередно ставить какую – либо схему признака (например – выставляется значок имени признака «Цвет»). Предложить самому ребенку прочитать по схемам вопрос: «Какой подсолнух по цвету?». Поощрять возможные ответы ребенка и отмечать оригинальные. Например. Из ответов: «желтый, желто-зеленый, лимонный, солнечный, яркий, светящийся», желательно выбрать самое интересное описание. В данном случае, это может быть светящийся по цвету.
В среднем столбике надо обозначить выбранное слово «светящийся» печатными буквами. Даже если ребенок не читает, он запоминает это слово (или первую букву слова) как знак.
В крайнем правом столбике надо указать схемами 2-3 объекта, у которых может быть признак «светящийся».
Например: монетка, солнце, золотое колечко и др.
Значок имени признака | Какой? | Что такое же? |
Схема признака «цвет» | Слово, написанное сокращенно печатными буквами «свет...» | Схематическое изображение монетки, солнца, золотого кольца |
Далее заполняется средняя строчка по признаку «часть».
Например:
Значок имени признака | Какой? | Что такое же? |
Схема признака «цвет» | Слово, написанное сокращенно печатными буквами «свет...» | Схематическое изображение монетки, солнца, золотого кольца |
Схема признака «часть» | Слово, написанное сокращенно печатными буквами с «ЯЧЕЙКАМИ» | Схематическое изображение соты в улье, шахматная доска, клетчатое платье |
Далее заполняется нижняя строчка по признаку «форма».
Значок имени признака | Какой? | Что такое же? |
Схема признака «цвет» | Слово, написанное сокращенно печатными буквами «свет..» | Схематическое изображение монетки, солнца, золотого кольца |
Схема признака «часть» | Слово, написанное сокращенно печатными буквами с «ЯЧЕЙКАМИ». | Схематическое изображение сот в улье, шахматной доски, клетчатого платья |
Схема признака «форма» | Слово, написанное сокращенно печатными буквами «резной». | Схематическое изображение заборчика, зубчиков, снежинок. |
После заполнения таблицы убираются значки признаков в левой части таблицы, вводятся слова связки «как…» или «но не…» и читаются с опорой на таблицу разные варианты загадок про этот объект.
Это и есть первый секретный подарок от бабушки Загадушки.
Например:
Могут получиться такие варианты загадок про подсолнух:
«Светящийся, как монетка,
С ячейками как улей,
Резной, но не заборчик».
Или «Светящийся, но не солнышко,
С ячейками, но не клетчатое платьице,
Резной, как заборчик».
Дорогие взрослые, дайте возможность самому ребенку компоновать сравнения. Он думает, что составляет загадку, а на самом деле обогащает свое мышление и образную речь.
Желательно схематизировать получившиеся загадочные тексты, складывать их в коробочку подарков Загадушки и время от времени вспоминать составленные загадки.
Задание № 2. «Второй секретный подарок тетушки Загадушки».
(с 4 лет)
Методика работы со второй моделью аналогична предыдущей работе с первой моделью.
Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в серединном столбце, а потом в правой части таблицы).
Значок имени признака «Действие» | Что делает? | Кто или что делает так же? |
Д-1 | ||
Д-2 | ||
Д-3 |
Получается, что сравнение идет по разным действиям одного объекта.
Например: составление загадки про ежика.
- Какие действия совершает ежик?
- Пыхтит (д-1), собирает (д-2), сворачивается (д-3).
- Пыхтит, как кто или что?
- Пыхтит, как новенький паровозик (сравнение на основе завышения свойств).
- Пыхтит, как сломанный чайник (сравнение на основе занижения свойств).
- Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на основе завышения свойств).
- Собирает, как жадина (сравнение на основе занижения свойств).
- Сворачивается, как сухой листочек (сравнение на основе занижения свойств).
- Сворачивается как новенький кулечек (сравнение на основе завышения свойств).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как…» или «но не…».
ПР: составление загадки про ежика на основе завышения свойств: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка, сворачивается, но не новенький кулечек».
ПР: составление загадки про ежика на основе занижения свойств: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина, сворачивается но не сухой листок».
Задание № 3. «Третий секретный подарок тетушки Загадушки».
(с 4,5 лет)
Особенность освоения этой модели является то, что ребенок сравнивает объект по общему очертанию с каким либо другим объектом, а затем находит различие по какому-то признаку (часть, размер, материал, цвет, действие и др).
На что похоже? | Чем отличается? | Значок имени признака |
Составление загадки про слона.
На что похоже? | Чем отличается? | Значок имени признака |
шкаф | живой | материал |
дом с колоннами | есть уши | часть |
фонтан | ходит | действие |
Как шкаф, но живой;
дом, но с ушами;
как фонтан, но ходит.
Например: составление загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- По какому признаку отличается? – По признаку «часть»
- Еще на что похож? - На дом, но без окон. – Опять признак «Часть»
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка, а у гриба – толстая ножка.
Значит, ставим значки признаков «Часть» и «Размер».
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Задание № 4. «Четвертый секретный подарок тетушки Загадушки». (с 5 лет).
Данная модель включает в себя математические признаки.
Количество Частей. | Часть объекта. | На что похоже? |
Математическая загадка составляется на объекты, где можно выделить и посчитать характерные части.
Загадка про настенные часы.
Количество Частей. | Часть объекта. | На что похоже? |
1 | циферблат | Тарелка, луна (планета), цирковая арена. |
2 | стрелки | Линейки, палочки, указатели. |
12 | цифр | Человечки, семечки, зверята, звездочки. |
Текст загадки формируется свободно по сюжету и действиям объектов.
Из данной таблицы могут получаться тексты:
«На тарелке две палочки семечки отсчитывают».
Или
«Два указателя на одной Луне двенадцатью человечками играют».
Или
«На круглой планете две стрелки двенадцать звездочек в круг выстраивают».
Или
«На цирковой арене две палочки двенадцать зверят каждый час дрессируют (тренируют)».
Например: составление загадки про ножницы:
Количество Частей. | Часть объекта. | На что похоже? |
2 | лезвия | Зубы акулы, ножи, клюв. |
1 | гвоздик | Мужичок, маленькая птичка, мальчик-с-пальчик. |
2 | держатели | Кольца, буквы «О», обручи. |
Могут получиться тексты:
«Один мужичонка, двумя кольцами зубы акулы придерживает».
«Маленький мальчик двумя ножами буквы «О» прописывает».
«Два обруча с двумя клювами одной пташкой удерживается».
Задание № 5. «Мои подарки тетушке Загадушке».
(с 5,5 лет)
Предложить ребенку самостоятельно выбрать модель загадки, картинку какого-то нового объекта и составить загадку (загадки) в подарок тетушке Загадушке.
На заметку.
В работе с детьми дошкольного возраста используются четыре основные модели составления загадок. Задача взрослого не в том, что бы составить большое количество загадок с банальными сравнениями, а в том, что бы ребенок УСВОИЛ СПОСОБ комплексного описания объекта и выбирал при этом оригинальные слова.
Тема: «Составление метафор (загадочных фраз)»
(с 6 лет).
Важно вашему ребенку уметь составлять метафору не только для развития образной речи, но и для формирования мыслительных операций описания объектов по скрытым признакам и развития символических аналогий.
Цель: усвоение детьми общего способа описания объекта, основанного на скрытом сравнении.
Задание № 1. «Говорим загадочно».
Ребенок 6-7 лет может самостоятельно создавать фразу метафорического плана после усвоения модели составления метафоры.
Модель составления метафоры:
- Определяется Объект - 1, о котором составляется метафора (например: радуга).
- Выявляется признак (например: разноцветная).
- Выбирается Объект - 2 с таким же признаком (например: цветочная поляна).
- Определяется место Объекта 1 (например: небо после дождя).
- Объединяются: Объект 2 (цветочная поляна) и место Объекта 1 (небо после дождя) для составления метафорической фразы (Например: «цветочная поляна неба после дождя»).
- Составляется варианты развернутых предложений с этим словосочетанием (Например: «Цветочная поляна на небе ярко засветилась после дождя», «Небо после грозы засияло как цветочная поляна»).
Примечание
При создании метафоры по этой модели в развернутых предложениях не используются слова, обозначающие объект № 1 и его признак. Фактически мы имеем дело с загадочной фразой, в которой неявно обозначен объект с его специфическим признаком.
Примеры метафор, составленные детьми 6-7 лет:
1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (у объекта находится место).
Слова для метафорической фразы: «слезы туч».
Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень грустными и холодными».
2. Метафора про снег. Снег кружится, как балерина (сравнение с объектом). Снег идет с зимнего неба (у объекта находится место).
Слова для метафорической фразы: «балерины зимнего неба».
Метафорические фразы: «Темной ночью кружились балерины зимнего неба», «Белоснежные балерины зимнего неба окутали город».
Задание № 2. «Тайна двойного».
Метафорическая фраза может основываться на оксюмороне - это словосочетание, построенное на противоречивых свойствах одного объекта. Например: «горячий снег» или «холодное сердце».
Модель составления метафоры по типу оксюморона:
- Выбирается объект. Лучше всего взять объект неживой природы или рукотворного мира. (Например: вода).
- Обозначаются признаки этого объекта. (Например: вода – бесцветная, без запаха, без вкуса).
- К каждому признаку добавить антоним – противоречивое слово. (Например: бесцветная – разноцветная; без вкуса - вкусная).
- Предложить ребенку составить про объект противоречивое сочетание и объяснить «тайну двойного», почему так можно сказать. (Например: вода – это бесцветная разноцветность, потому что сама она цвета не имеет, но на солнце может переливаться всеми цветами радуги. Вода – безвкусная вкусность, потому что вкуснее нет ничего, когда ты хочешь пить).
Родителям на заметку.
Успешность освоения загадочны фраз будет зависеть от того, насколько ребенок наблюдателен. Помогите дошкольнику увидеть в снеге кружащихся танцовщиц (метафора) или в радуге тревожное спокойствие (оксюморон).
Обучение детей составлению метафор будет наиболее успешным, если возвращаться к модели и проговаривать правила создания. Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ - технология в детском саду
Использование ТРИЗ - технологии в детском саду. Собрано из различных источников интернета....
Выступление на педагогическом совете "ТРИЗ – технологии в детском саду"
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение....
ТРИЗ-технология в детском саду
ТРИЗ В ДОУ...
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"
Цель: формировать представление детей о воздухе и его свойствах.Образовательные задачи:- систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач
Что такое ТРИЗ???...
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...
ТРИЗ - технология консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду»
Консультация для родителей«ТРИЗ в детском саду»Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем...
- Мне нравится (1)