Статья
статья (старшая группа) на тему
Формирование уважительного отношения к семье
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Батаева Ю. Л., г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Проблема формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых важных в системе дошкольного образования и воспитания.
Работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста содействует объединению детей и их родителей, бабушек и дедушек, формирует базовые ценности для детей; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня, формирует личностные и коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Особенности формирования уважительного отношения к семье изучались В.А. Сухомлинским, В.А. Титаренко, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой и др.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в старшем дошкольном возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру.
Вышеизложенное позволяет определить «уважительное отношение к семье» как образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.
Что касается чувства принадлежности ребенка к семье, то тут можно отметить следующее: в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования социальный портрет ребенка как итоговый результат выглядит следующим образом: ребенок имеет представление о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях и т.п.
Анализируя исследования Н.А. Каратаевой, О.Л. Зверевой, Г.А. Марковой и др., позволили нам рассматривать воспитания уважительного отношения к семье и формирование чувства принадлежности к семье в условиях ДОУ.
На базе МАДОУ № 39 «Семицветик» города Нефтекамск было проведено констатирующее исследование среди старших дошкольников. Всего в исследовании приняли участие 25 человек. Изучив полученные показатели пришли к выводу, что у 70% детей уважительное отношение и чувство принадлежности к семье сформированы в пределах возрастной нормы. Воспитанники показали сформированность таких качеств, как уважение к родителям и страшим вообще, способность внести свой вклад в ведение домашнего быта, помнят и чтут семейные традиции, знают цену и ценность вещам и деньгам, умеют проявить щедрость и великодушие, способны проявить гуманность и понимание, тактичны.
Для улучшения показателей сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста эффективными могут быть следующие специальные проекты и программы ориентированные :
-на увеличение объема информации о культуре русского народа и народов России;
- на повышение общего уровня семейной культуры у детей;
- на формирование семейных ценностей у детей;
Также для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста эффективно использовать потенциал занятий по рисованию, лепке, аппликации, музыке и т.д. Неотъемлемой частью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста должны стать регулярными такие мероприятия, как: проведение консультаций и родительских собраний, посещение вместе с детьми театральных постановок, цирковых представлений, просмотры кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д.
Семья оказывает эмоциональное воспитательное воздействие, обусловленное родственными чувствами; постоянство и длительность такого воздействия обеспечивает его глубину; именно в семье ребенок чувствует себя защищенным, любимым.
Совместная работа в команде «Родители- воспитатели - дети» способствует сплочению и достижению положительных результатов.
Литература
- Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. пособие [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, - 2007. - 340 с.
- Данилюк, А. Я. Кондаков, А. М. Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 211 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] – М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...