РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРЗ «МОЙ КОМПЬЮТЕР»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Актуальность работы в данном направлении обусловлена стремительным развитием научно-технического прогресса. Современный мир предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно – коммуникационных технологий в различных предметных областях, а в частности, в работе с детьми. Технические решения успешно интегрировались в рабочий инструментарий специалистов всех профилей. Таким образом расширилось понятие грамотности: не достаточно владеть навыками письма, чтения, устных вычислений, важно уметь использовать в своей деятельности различные платформы информатизации в их широком многообразии. По данным причинам необходимо с самого детства прививать людям навыки использования вычислительной техники для их дальнейшей успешной интеграции в мир технологий.
Интеллектуальное развитие детей сегодня невозможно представить без программно-технических средств и сред, которые служат им современным игровым инструментом. Информационные технологии выступают одним из средств формирования социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической сфер личности ребенка, а также участвуют в активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в дошкольных учреждениях предусматривает не обучение детей школьным основам информатики, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_sayta_sokolov_a.m.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО КРЗ «МОЙ КОМПЬЮТЕР»
для детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
5-7 лет
Разработчик программы: Воспитатель
Соколов Александр Михайлович
Содержание
1.2 Особенности возрастной группы детей 4
1.3 Прогнозируемые результаты 6
3.1 Методическое обеспечение программы 12
3.2 Материально-технические средства 12
1. Пояснительная записка
Актуальность работы в данном направлении обусловлена стремительным развитием научно-технического прогресса. Современный мир предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно – коммуникационных технологий в различных предметных областях, а в частности, в работе с детьми. Технические решения успешно интегрировались в рабочий инструментарий специалистов всех профилей. Таким образом расширилось понятие грамотности: не достаточно владеть навыками письма, чтения, устных вычислений, важно уметь использовать в своей деятельности различные платформы информатизации в их широком многообразии. По данным причинам необходимо с самого детства прививать людям навыки использования вычислительной техники для их дальнейшей успешной интеграции в мир технологий.
Интеллектуальное развитие детей сегодня невозможно представить без программно-технических средств и сред, которые служат им современным игровым инструментом. Информационные технологии выступают одним из средств формирования социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической сфер личности ребенка, а также участвуют в активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в дошкольных учреждениях предусматривает не обучение детей школьным основам информатики, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
1.1 Цели и задачи
Основная цель программы: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с помощью использования платформы информатизации вида «персональный компьютер». Цель достигается в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественной.
Воспитательные задачи:
- Формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. В дальнейшем ребенок будет воспринимать компьютер не только как игровое средство, а как многогранное устройство с безграничными возможностями для образования и творчества.
- Формирование у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, а также чувства личной ответственности.
Развивающие задачи:
- Развитие основных свойств внимания, наблюдательности, творческого воображения, логики.
- Развитие умения думать, исследовать, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца.
- Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, отвечать на них, уметь задавать вопросы.
Образовательные задачи:
- Формирование начальных навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word».
- Формирование системы знаний об устройстве компьютера, о правилах поведения и технике безопасности в компьютерном классе.
1.2 Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. В процессе занятий дошкольников на компьютере улучшается их память и внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание начинает у ребенка развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и моторики. В различных играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
1.3 Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса дети должны:
- знать названия и функции основных частей компьютера;
- знать технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
- уметь использовать в работе клавиатуру и мышь;
- уметь воспринимать и анализировать информацию с экрана;
- уметь осуществлять необходимые операции при работе в «Word» и графическом редакторе «Paint»;
- уметь называть части компьютера;
- уметь сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
- уметь находить закономерности в изображении предметов, обобщать категории;
- уметь составлять целое из предложенных частей;
- уметь ориентироваться во времени и пространстве;
- уметь осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
На занятиях дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Понятие «компьютер». | 4 |
2 | Устройство компьютера. | 10 |
3 | Компьютерные игры. Разновидности. | 8 |
4 | Знакомство с текстовым редактором Word. | 10 |
5 | Практическая работа. Создание и редактирование текста в среде Microsoft Word. | 2 |
6 | Графический редактор Paint. Знакомство со средой и инструментами. | 16 |
7 | Графический редактор Paint. Построение линий и фигур. | 12 |
8 | Закрепление полученных знаний. Игра «Компьютер – мой новый друг». | 2 |
2. Содержание программы
Тема 1. Введение. Понятие «компьютер».
Занятие 1. Введение в программу. Определение степени знакомства детей с компьютером. Индивидуальные беседы о назначении компьютера, его роли в жизни человека.
Занятие 2. Техника безопасности и правила поведения за компьютером. Способствование развитию интереса к занятиям. Развивающая игра «Найди 10 отличий»
Тема 2. Устройство компьютера.
Занятие 1. Составные части компьютера. Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей. Развивающая игра «Определи признаки осени».
Занятие 2. Устройство «монитор». Знакомство с устройством «монитор». Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Дни недели. Развивающая игра «Составь картинку «Часы».
Занятие 3. «Рабочий стол». Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие умений соблюдать последовательность действий, заданных устно. Развивающая игра «Одень куклу по сезону».
Занятие 4. Манипулятор «мышь». Знакомство с манипулятором «мышь». Объяснение принципа работы. Развитие навыка управления компьютерной мышкой. Развитие внимания, быстроты реакции. Развивающая игра «Найди лишнее».
Занятие 5. Клавиатура. Знакомство с клавиатурой. Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с «мышью». Тренировочные упражнения.
Тема 3. Компьютерные игры. Разновидности.
Занятие 1. Знакомство с некоторыми разновидностями компьютерных игр. Дидактические игры. Совершенствование навыков владения компьютерной мышкой и умения использовать ярлыки программ. Развитие абстрактно – логического мышления, быстроты реакции. Компьютерная игра «Пазлы».
Занятие 2. Занятие-игра. Знакомство с развивающей игрой «Лото» для повышения мотивации в обучении работе с компьютерной техникой. Закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки.
Занятие 3. Знакомство с математическими компьютерными играми. Развивающая игра «10 обезьянок». Развитие зрительного и слухового восприятия.
Занятие 4. Лингвистические игры. Коммуникативная игра «Опиши картину и придумай продолжение». Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.
Тема 4. Знакомство с текстовым редактором «Word».
Занятие 1. Знакомство с текстовым редактором. Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с мышью. Буквенный ряд. Развивающая игра «Буквы». Развитие комплексного мышления, памяти.
Занятие 2. Путешествие по клавиатуре. Знакомство с клавишей «Shift», понятием «строчные» и «заглавные» буквы. Развитие умения использовать «Enter», «Пробел», «Стрелка». Совершенствование навыка работы с клавиатурой и мышью. Развивающая игра «Составь слово».
Занятие 3. Закрепление полученных знаний. Закрепить знания основных клавиш. Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста. Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 4. Закрепление знаний о клавиатуре. Развитие навыка набора отдельных слов. Совершенствование языковых компетенций. Лингвистические игры.
Занятие 5. Знакомство с цифровым рядом клавиатуры. Формирование умения использовать цифровой ряд при наборе задач и примеров. Закрепление элементарных математических навыков. Математическая игра «Волшебные цифры».
Тема 5. Практическая работа «Создание и редактирование текста». Обобщение темы «Текстовый редактор «Word». Способствование развитию устной и письменной речи. Определение степени усвоения детьми данной темы.
Тема 6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами.
Занятие 1. Веселая «рисовалка». Инструменты «Карандаш», «Кисть». Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть». Развитие эстетического вкуса, творческого воображения. Формирование наглядно – образного мышления, творческого рисования. Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 2. Инструмент «Ластик». Развитие навыка работы с инструментом «Ластик», с панелью команд: «Файл» - «Создать». Рисунок «Фоторобот».
Занятие 3. Палитра. Инструмент «Заливка». Познакомить с палитрой цветов, понятием «замкнутый контур» и инструментом «Заливка». Создание простого рисунка, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора. Развитие творческих способностей. Рисунок «Бабочка и цветы». Игра «Составь картинку».
Занятие 4. Закрепление полученных навыков. Совершенствование работы с инструментами «Кисть», «Заливка». Раскрашивание замкнутого контура. Развитие обобщающих категорий. Игра «Раскрась картинку».
Занятие 5. Основной цвет кисти и фона. Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона. Развитие творческого воображения. Рисунок «Облака».
Занятие 6. Знакомство с инструментом «Распылитель». Закрепление навыков работы в среде графического редактора. Рисунок «Зимний пейзаж».
Занятие 7. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с зимними играми и забавами. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Развивающая игра «Составь картинку «Снеговик».
Занятие 8. Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних животных. Сохранение рисунка «Дикие и домашние животные» . Игра «Звуковое лото».
Тема 7. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур.
Занятие 1. Классификация геометрических фигур. Понятие «орнамент». Виды геометрических фигур по заданному признаку. Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие навыков конструирования и моделирования. Рисунок «Коврик для мышки». Игра «Мозаика».
Занятие 2. Инструмент «Овал». Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие фантазии, творческих способностей. Рисунок «Воздушные шары».
Занятие 3. Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического моделирования и конструирования. Символика России. Рисунок «Российский флаг».
Занятие 4. Закрепление умения использовать инструменты графического редактора. Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Логическая задача «Найди домик Круга». Инсценировка «Геометрические фигуры».
Занятие 5. Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия. Рисунок «Морской пейзаж».
Занятие 6. Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия». Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений. Рисунок «Ночной пейзаж».
Тема 8. Закрепление полученных знаний. Игра «Компьютер – мой новый друг». Закрепление материала по данному курсу. Загадки, дидактические, математические, лингвистические игры.
3. Организационная часть
3.1 Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий: беседа, практическое задание, занятие-игра, игры, тренировочные упражнения, викторина, экскурсия, творческая мастерская.
Важнейшая функция компьютера – обучающая. Все игры тщательно подобраны с учетом возраста и учебной направленности. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может не только представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Такой подход позволяет развивать у детей важные операции мышления – обобщение и классификацию.
При обучении используются следующие методы организации учебно – воспитательного процесса: словесные, наглядные и практические. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Дидактическое обеспечение курса: книги, стенды, иллюстрации, слайды, обучающие прикладные программы в электронном виде.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
3.2 Материально-технические средства
Помещение: класс, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Оборудование: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, интерактивная доска.
Кадровый состав: педагог дополнительного образования ГБОУ Школа-интернат №16 Соколов А. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...
Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 5 до 6 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,
Содержание рабочей программы составлено с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников....
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для группы общеразвивающей направленности 2-5 лет «Бусинки» на 2018-2019 учебный год Составлена с учетом ФГОС ДО и образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В
Рабочая Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
Рабочая образовательная программа старшей группы общеразвивающей направленности № 1 «Каруселька» (возраст детей 5-6 лет) по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа для детей старшей группы № 1 «Каруселька» (Далее - Программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка» и соответствии с введением в...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА старшей группы (5-6 лет) по реализации образовательной программы дошкольного образования
ОГЛАВЛЕНИЕ№ п\пНаименование разделаСтр.I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная записка31.2.Цели и задачи рабочей программы31.3.Принципы и подходы к формированию Программы41.4.Характеристики значимые для ра...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...
Рабочая Образовательная Программа по реализации образовательной программы дошкольного образования
Рабочая Образовательная Программа по реализации образовательной программы дошкольного образования...