Как создать предметно - развивающую среду в детском саду?
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Как создать предметно - развивающую среду
в детском саду?
Булавенко И.Н.
Как сделать предметно-развивающую игру в детском саду действительно развивающей?
1.Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Основной смысл этого принципа состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения в дошкольном учреждении. Привлекательными для ребёнка элементами могут быть:
- стены, на которых можно рисовать;
-ширмы-домики, в которые можно заходить и находиться в них использовать для самых разных сюжетно-ролевых игр: «Семья», « Больница», «Магазин», «Путешествие на корабле», «Зоопарк», «Цирк», для игр- драматизаций по знаком детям сказкам;
- спортивный комплекс, который при изменении фонов может «превращаться» то в сказочный лес, то в фантастическое животное, то в арену цирка, то в часть вселенной и т. д.;
-крупный строительный материал (это могут быть кубы, параллепипеды, арки, плоские маты и т. д., сделанные из поролона и обшитые кожей), из которых можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и т. д.;
- сцена, подиум на которой можно выступать;
- оборудование для игр с водой для самого разного экспериментирования (с разными предметами и материалами);
-«улицы» с множеством дорог по которым могут ездить машины;
- оборудование для «взрослой» деятельности (для приготовления пищи, стирки и глажения белья, мытья игрушек, для уборки помещений, участка, для обработки огородов, клумб и т. д.).
При организации пространства в группе важно подключить к этому самих детей.
2.Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
3.Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Возможно при создании центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий – в первую очередь таких, как:
- центр общения (пространство, где все дети группы вместе со взрослыми могут сесть в круг и вести общие разговоры, дискуссии, беседы);
- центр сюжетно-ролевой игры и игры – драматизации, который может быть домом, где живёт семья, или больницей, гдг доктор Айболит , лечит зверей, магазином или автобусом, школой или библиотекой, цирком или зоопарком, сказочной пещерой или избушкой, морским дном или звёздным небом, космическим кораблём или неизвестной планетой и т. д. (подобные «превращения» безусловно, зависят от многих факторов, от возраста детей, от их интересов, от темы того проекта, над которым работает группа и т. д.);
- центр строительно-конструктивных игр, соседствует с предыдущим центром с тем, чтобы можно было использовать детские постройки в сюжетных играх и драматизациях;
- театральный центр (здесь собрано всё необходимое для театрализованной деятельности: детские костюмы, куклы-бибабо, игрушки и декорации для настольного театра, театр на фланелеграфе и т. д.);
- центр изобразительного искусства (здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, декоративно-прикладного - с живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, с архитектурой; кроме того в этом центре находится материал и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда художественного конструирования). Здесь особенно тщательно надо учитывать требования принципов половых различий детей – предоставлять материалы для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.
- центр «Наш город» (в плотную примыкая к центру изобразительного искусства, этот центр позволяет детям познакомиться с географическим положением, архитектурой, культурой, бытом, населением родного города 0 как части родной страны, уяснить различие между городом и деревней, отличия данного города от других городов);
-центр развития сенсорики (этот центр в большей степени предназначен для малышей – в нём собраны игры, пособия, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках их высоте и громкости и т. д.);
- логико-математическиё центр (где размещаются логико-математические игры, головоломки, задачи, рабочие листы и тетради, книги по занимательной математике);
- центр развития речи и грамотности (включает книжный уголок, разного рода игры, иллюстрации, фотографии и другое оборудование, предназначенные для развития речи детей, их подготовки к освоению чтения и письма. И, кроме того - такие детские творческие работы, как самодельные книги, рассказы, стихи, сказки и т. д.);
- центр «Моя семья» (здесь размещаются альбомы с семейными фотографиям детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных представлений – социальных, географических, эстетических и др., а так же рисунки детей, связанные с темой семьи и т. п.);
-- центр «Моя группа», где размещаются фотографии детей группы, взрослых, которые с ними работают, собраны сведения о днях рождения, интересах, склонностях, симпатиях и антипатиях и т. д. (если в группе есть название, то хорошо, если этот центр будет оформлен в соответствии с названием группы);
- естественнонаучный центр (в него входит уголок природы, а так же оборудование и материалы для детского экспериментирования, конкретный выбор, которых зависит от темы проекта, над которым работает группа, от интересов детей);
-спортивный центр (в него может входить многофункциональный спортивный комплекс, оборудование для детских спортивных игр и занятий);
- «производственные» мастерские (может быть кухня, в которой дети , под руководством взрослых, готовят простейшие блюда; прачечная в которой стирают и гладят кукольное бельё, простейшие ткацкие станки, верстаки для работы с деревом, пяльцы для вышивания и т. д.).
4. Принцип учёта половых различиё детей.
5. Принцип открытости – закрытости.
Этот принцип рассматривается в нескольких аспектах.
Во-первых, имеется в виду открытость – закрытость по отношению к Природе.
Во-вторых, данный принцип предусматривает открытость Культуре.
Одно из мер усиления открытости детского сада – это стенды с фотографиями всех сотрудников.
6. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых и детей.
Этот принцип в первую очередь связан с необходимостью установления контактв между взрослым и ребёнком.
Среда должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от всех, или наоборот, позволяющее ощутить тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно.
7. Принцип эмоциогенности среды.
Этот принцип предусматривает такую организацию среды, которая побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая таким образом функциональную активность ребёнка.
Для развития детского познания важно насытить среду такими мотивирующими её объектами, которые помогут расширить интересы ребёнка.
Отсюда следует, что среда должна быть организована так, чтобы она давала возможность ребёнку пережить все эти эмоции интеллектуального и практического характера, а именно:
- эмоцию удивления;
- эмоцию интереса к окружающему миру;
-эмоцию удовлетворения, удовольствия, радости от самого процесса познания ил преобразования мира и его результатов;
- эмоциональные компоненты раздумья (куда можно отнести эмоциональный комплекс догадки, эмоции сомнения и уверенности в правильности своего решения).
Важно, обустроить среду таким образом, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнать, как устроен тот или иной предмет, как произошло то, или иное явление, почему оно произошло именно так, а не иначе – в силу каких обстоятельств, свойств, закономерностей, что послужило его причиной и каких следствий можно ожидать.
На активность детей значительное влияние оказывает световое решение окружающей среды.
Как частный случай принципа эмоциогенности следует рассматривать принцип сочетания привычных и неординарных в эстетической организации среды.
Важно, чтобы ребёнок увидел красоту этих элементов, научился их вычленять из окружающего мира.
8. Принцип этапности и учёта возрастных особенностей детей.
Согласно этому принципу предметно-материальная среда, окружающая ребёнка, отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом.
Этапы становления субъективной позиции.
Для того, чтобы создать адекватную развивающую среду, важно выделить основные этапы этого становления. Воспользуемся для этого переодизацией развитя субъективности в онтогенезе, разработанной В.И.Слободчиковым.
Согласно этой переодизации ребёнок в период раннего детства, имитируя действия взрослого, в основной деятельности постепенно осваивается в окружающих предметах и действиях с ними. Он принимает тот образ собственной самостоятельности, к которому взрослый побуждает его прийти, - ребёнок становится субъектом некоторых своих действий, осознаваемых им.
Это, в конце концов знаменуется кризисом раннего детства, который часто называется кризисом 3-х лет или «Я сам!». Существенным новообразованием субъективности ребёнка, появляющемся на границе этого кризиса, является «гордость за достижения» ( М.И. Лисина). Окружающую ребёнка с это время среду надо организовывать так, чтобы в ней можно было выделить и представить в наиболее выгодном свете каждый результат его деятельности.
После кризиса раннего детства у ребёнка появляется стремление не только воспроизводить отдельные действия взрослых, но и подражать их деятельности в целом, их образу жизни. Это будучи невозможным в реальной жизни, становится возможным в играх.
Такие игры становятся основным способом жизни ребёнка на этой ступени его развития.
Кроме того, в дошкольном возрасте формируется такая способность ребёнка, произвольность поведения, контроль, адекватная самооценка. Это происходит при создании соответствующих условий для развития проявлений самостоятельности и инициативности детей – по мере становления и развития, помимо игры, других видов детской деятельности:
-творческой продуктивной деятельности (таких её видов, как рисование, лепка, конструирование, аппликация), где ребёнок воплощает собственный замысел;
-организованных взрослым занятий, в которых субъектом деятельности выступает детско-взрослая общность:
- выполнение разнообразных режимных моментов.
На основе становления и развития разного типов опыта ребёнка: социального опыта, логико-математического, естественнонаучного и др. – развивает его воображение, мышление, восприятие, память, внимание, речь, им усваиваются эстетические нормы поведения, формируется его характер, прообраз, его мировоззрения, общие и специальные его способности (интеллектуальные, музыкальные, художественные, танцевальные и др.).
Что, в частности, означает, что если даже дети всего детского сада изучают одну и ту же тему, среда в каждой из групп – для того чтобы быть действительно развивающей, должна быть организована по-разному.
Исходя из сказанного, данный принцип этапности и учёта возрастных особенностей детей реализуется в ходе осуществления всех перечисленных выше принципов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.
Педагогам предлагаются методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в связи с обновлением содержания дошкольного образования, советы по обеспечению группового пространства разн...
Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду
Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....
Предметно-развивающая среда в детском саду
Перечень оборудования к предметно-развающей среде во всех группах детского сада...
Предметно-развивающая среда в детском саду.
"Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства". Цель этой работы: развитие координации, пространственного воображения и восриятия, понимания пространственных о...
Предметно-развивающая среда в детском саду.
Дети развивают координацию,происходит тренировка мышц спины и ног, релаксацияв условиях ограниченного пространства. ...
Для реализации программы «Юный фермер» в группе создана предметно-развивающая среда.
Для реализации программы «Юный фермер» в группе создана предметно-развивающая среда.Картотека бесед:«Знакомство с животноводством»,«Кто хлеб печет?»,«Кубань м...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».
Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...