«Игры с песком и водой на свежем воздухе» консультация для педагогов
методическая разработка на тему
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ - одно из любимых детских занятий, отвечающего интересам и возможностям ребят. К тому же они организуются на свежем воздухе, в теплый период года и способствуют оздоровлению и закаливанию детей. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры с песком и водой на свежем воздухе»
Рекомендации для педагогов
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ - одно из любимых детских занятий, отвечающего интересам и возможностям ребят. К тому же они организуются на свежем воздухе, в теплый период года и способствуют оздоровлению и закаливанию детей. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Наблюдения показали, что эти игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей. в том числе предматематических и математических, исследовательских, языковых.
Играя с песком и водой, ребята осваивают такие понятия, как:
- измерение объема (вместимость),
- достаточность и недостаточность, относительность и соотношение (в лопатке было много песка, а в ведерке стало сразу мало),
- количество и счет (чтобы наполнить ведро, нужно 5 полных лопаток песка, первый и третий пирожок рассыпались, а второй - целый), понятие «часть - целое» и многое другое.
Они узнают, как меняются свойства вещества и материалов в зависимости от изменения внешних воздействий, как сделать, чтобы песок не рассыпался, как быстрее выбрать из песка все камешки, как изменить цвет песка и т. п. Дети учатся правильно называть свойства и качества веществ и материалов, устанавливать договоры о совместных действиях и целях в игре»
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ АККУРАТНОСТИ И ОПРЯТНОСТИ В ИГРАХ
С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.
Песок должен быть чистым - просеянным и влажным, через 2-3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей раннего и младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строительства из песка, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и просты.
В отличие от младших групп ребята старшего дошкольного возраста создают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжетные игры в песке. Постройки носят содержательный творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети сами могут следить за чистотой воды, песка, готовить его к работе, не пачкая одежды, обувь /в теплое время года можно играть в песке босиком/, при необходимости без напоминания мыть руки. В санитарно - гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. На солнце различные вредоносные организмы погибают. Игрушки и пособия для игр с песком и водой предлагаются различные. Это - прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки /можно от детского питания/, сита и воронки, резиновые груши разного объема, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, резиновые перчатки, пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля, гигиенические безопасные красящие/инвайт/, пенящиеся/детские шампуни/, растворимые, ароматические вещества /соли для ванн, пищевые добавки/, взбивалка, деревянные лопатки и шпателя для размешивания, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпки, детский крем.
Для игр с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведерка, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся /машины, куклы/, а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины.
Для организации игр детей с водой в группах младшего возраста на участке используются надувные бассейны или другие емкости. При отсутствии надувных бассейнов, можно использовать подставки, по форме и размеру аналогичные песочнице. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечко и наблюдать, как она течет в отверстия. Малыши бросают камушки в воду, наблюдают, как они тонут, моют игрушки, купают кукол.
Для организации строительства из песка в среднем и старшем дошкольном возрасте используются те же материалы, но увеличивается количество дополнительных средств: кусочки разноцветного оргстекла, пластмассы /края должны быть зачищены/, природного материала /веточек, корней, камушек, ракушек, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки/в оболочке/.
В играх с водой детей старшего дошкольного возраста используются ручейки, бассейны, водоемы. Детям старшего возраста при строительстве из песка предоставляются емкости, наполняемые водой. Таким образом, игры с водой объединяются с играми в песок. Можно использовать и полиэтиленовую пленку, которой дети выстилают дно сооружений, а затем заливают водой. Ребята строят бассейны, плотины, разыгрывают сюжеты: сплавляют лес по рекам, водят теплоходы с пассажирами, баржи с различными грузами по морям и озерам, устраивают морские бои, праздники на воде, спортивные соревнования.
Для игр с водой широко используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Но особенно дети любят играть с игрушками-самоделками. Игрушки из древесной коры, пенопласта, поролона. Так же игрушки мастерят из скорлупы грецких орехов, из молочных пакетов - катамараны, яхты, теплоходы, самолеты на водных лыжах»
Хранить игрушки для игр с песком и водой можно в корзинах, сетчатых сумках. А на участке удобны стойки с сетками, которые могут использоваться во всех возрастных группах.
В младших группах воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, накладывать песок в небольшие низкие формочки и печь пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно показать, как сделать забор, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, ребята очень любят рыть в песочных кучах вдвоем с двух сторон, пока руки не соединятся внутри тоннеля. Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать получившуюся массу в ладони и выпускать струйкой. Песок ложится на постройки узорами. Благодаря этому приему можно строить дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постоянно наращивая постройку в высоту и ширину.
Чтобы расширить содержание игры с песком и водой, педагоги заботятся об обогащении детских впечатлений: проводят экскурсии, целевые прогулки, организуют беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотр диафильмов, диапозитивов.
Для приучения детей к аккуратности важны не столько регламентация и запреты, сколько способность взрослых максимально предусмотреть возможные проблемные ситуации, например:
- вода разбрызгивается и разливается - значит, целесообразно оклеить стену самоклеящейся пленкой, а на паркет постелить небольшой тряпичный коврик,
- малыши не могут удержаться от бесконечного смешивания песка и воды - значит, первое время надо держать открытым либо песок, либо воду, закрывая вторую ванну крышкой, которую можно использовать в качестве подставок,
- в центре хотят работать сразу много детей - лучше сформировать два одинаковых центра/для младших - средних/, ввести правило очередности или листы ожиданий/для старших/,
- песок и воду уносят в другие центры - не надо делать постоянные внушения каждому в отдельности, лучше договориться о правилах работы, выполнение которых можно при необходимости анализировать вместе с детьми во второй половине дня.
Не менее важной оказалась и проблема выбора способа действий с песком и водой. Дети и воспитатели детских садах могут:
- наливать, переливать, отмеривать воду /то же можно делать и с песком/,
- взбивать, воду сильной струей из резиновой груши,
- закручивать рукой "воронку" в воде,
- стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды или на бумагу,
- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы,
- набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или, напротив, удерживая ее в плотно сжатых руках, наполнять пипеткой разные углубления /форма для льда, мыльницы,/
- перегонять капли воды по восковой бумаге, собирая их в одну большую или разделяя на множество маленьких,
- с силой вытряхивать воду из сосуда с узким горлышком /флакон из под духов/.
- погружать в воду флаконы с притертыми или неплотно закрытыми крышками,
- измерять время наполнения флакона с неплотно притертой крышкой,
- использовать флакон с притертыми крышками в качестве поплавков,
- просеивать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания,
- окрашивать песок /перетирая его с цветным мелом/,
- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости,
- составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем.
Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у дошкольников сообразительность, смекалку, творчество, так организовать их деятельность., чтобы в играх с песком и водой кипела активная ребячья жизнь,
интересная и содержательная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1061303-1537764365.jpg)
Консультация для педагогов «Игры с песком и водой».
Игры с песком и водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-770850-1458533942.jpg)
Консультация для педагогов "Игры с песком и водой в летний оздоровительный период"
Сохранение и укрепление зоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В летний оздоровительный период в этом помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1212487-1580839856.jpg)
Консультация для родителей «Игры с водой на свежем воздухе»
Консультация для родителей «Игры с водой на свежем воздухе»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-226413-1465481149.jpg)
Консультация для родителей "Народные игры и забавы с детьми на свежем воздухе"
консультация для родителей. игры с детьми зимой...
Консультация для педагогов «Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста»...
«Играем в подвижные игры летом на свежем воздухе» (консультация для родителей)
Главная задача каждой семьи – вырастить жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, регулярно зани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/22/picture-1340756-1632291391.jpg)
консультация для родителей "Игры с водой на свежем воздухе"
консультация для родителей "Игры с водой на свежем воздухе"...