Нравственно- патриотическое воспитание
статья по теме

Огородник Елена Яковлевна

Небольшая заметка об особенностях и содержании патриотического воспитания в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

В истории России нравственное воспитание детей всегда занимало особое значение. Как сказал когда-то А. С. Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

В период преобразований в России конца 20-х годов 20-го века начала 21века произошло нарушение преемственности поколений в воспитании детей, и прежде всего в передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

Всё более актуальной и востребованной в последние годы становится тема патриотического воспитания детей. А ведь именно в дошкольном возрасте формируется этническое самосознание ребёнка, проявляется его отношение к окружающей действительности и возможно искреннее погружение в истоки народной культуры. Знание своих истоков помогает с гордость относиться к соей стране и с уважением и интересом к культурным традициям других народов.

Чтобы правильно выстроить свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

Закон Российской Федерации «ОБ образовании»

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»

ФГОС ДО

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»

План работы дошкольного учреждения

В соответствии с приказом Минобрнауки России 17.10.13 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» в содержание программы входит образовательная область социально-коммуникативное развитие. Она как раз и направлена на усвоение детьми норм и ценностей принятых в обществ, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, обществу детей и взрослых, к стране.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, её обычаях, истории, культуре. Но не стоит забывать, что большая Родина начинается с малого: с родного города, улицы, дома, семьи. Поэтому в своей работе мы особый уклон делаем на знакомство детей с родным краем, его традициями и культурой.

Нами поставлены следующие задачи:

  • Формировать нравственно-патриотическое отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье.
  • Развивать познавательные, художественно-эстетические и творческие способности через ознакомление с музыкальным фольклором и продуктивную деятельность.
  • Побуждать выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческие движения.
  • Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие литературных и художественных произведений.
  • Знакомить с природой Воронежской области, воспитывать чувство бережного к ней отношения.

Решению данных задач в первую очередь служит создание пространственной развивающей среды – это патриотические уголки, уголки изобразительной деятельности, тематическая зона «Русская изба».

В своей работе мы используем следующие формы работы с детьми:

  1. Моделирование и решение проблемных ситуаций.
  2. Тематические занятия.
  3. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения позволяют видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы ит.д.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Театрализация, придумывание сказок.

Сказки помогают детям разобраться что хорошо, что плохо.

  1. Игры (настольные, дидактические, подвижные, театрализованные)

д/и «Укрась одежду национальным узором», «Чей сарафан?», «Найди узор» и др..

Подвижные игры Воронежской обл.: бабка Ёжка, Как летели птички, Журавль, Горшки, Во горнице и др.

Театрализованные игры: Телефон (тема разговора: Тебя обидели, а твой друг тебя утешает), игра с воображаемым объектом (котёнок).

  1. Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
  2. Проектная деятельность. Особое внимание хотелось бы уделить проекту «Воронежская игрушка». В начале  дети познакомились с понятием игрушка, потом мы готовили глину для работы, лепили, сушили, а Заключительный этап данного проекта вы увидите сегодня.
  3. Продуктивная деятельность (Оформление творческих выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
  4. Чтение. Знакомство детей с фольклорными произведениями начинается с раннего дошкольного возраста. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но «заговаривать». Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе слова и музыки. Потешки не только развлекали детей, но и передавали нравственные основы. Н-р, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помакает по хозяйству. Поговорки и пословицы по праву можно считать жемчужинами народного творчества.

Воспитание нравственных, духовных и патриотических чувств не возможно без тесного взаимоотношения с семьёй. Мы практикуем с родителями следующие формы работы:

  • Родительские собрания.
  • Открытые показы воспитателями образовательного процесса.
  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
  • Индивидуальные консультации специалистов.
  • Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр)
  • Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование, тестирование с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье.
  • Совместные праздники, спектакли
  • Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...