Мастер класс для педагогов по развитию мелкой моторики " Веселые пальчики"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Знакомство с разновидностями пальчиковых игрПредлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные игры с пальчиками
Пальчиковая гимнастика
Игры с предметами и материаломРазвитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками, скрепками
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Аналогично со скрепками.
Пособие «Веселая полянка» ( с крабиками)
Ребенок закрепляет на ней полянке цветочки, бабочки («крабики» ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики»
Цель и задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Участники: Педагоги
Форма проведения: мастер – класс
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
Теоретическая часть
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Практическая часть
Знакомство с разновидностями пальчиковых игр
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные игры с пальчиками
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.
(совместно с педагогами проводится игротренинг).
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе.
Показ пособия «Пальчиковые шаги»
Игры с предметами и материалом
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками, скрепками
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Аналогично со скрепками.
Пособие «Веселая полянка» ( с крабиками)
Ребенок закрепляет на ней полянке цветочки, бабочки («крабики» ).
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
1. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
2. Дидактические игры «Накорми Колобка», «Накорми хрюшу», «Золушка»
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .
Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -
«Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
(Упражнение проводится с педагогами).
(То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.)
Дидактические пособия «Цветочная поляна», «Волшебная коробочка», «Светофор»- сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера; воспитатель помогает.
«Чудесная коробочка» («сухой бассейн»)
«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот! »
Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Игра со спичечными коробками «Найди маму»
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Теневой, пальчиковый театр.
Развитие графической моторики
Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.
Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
Художественно-творческая деятельность
И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:
Рисование
Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)
Аппликация (мозаичная, обрыванием).
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)
(Упражнение проводится с педагогами)
Массаж рук грецким орехом
(Катаем орех между ладонями)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Игра с шестигранными карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
(упражнение проводится с педагогами).
Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)
Упражнение «Чудесная коробочка »
Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.
(Педагоги пишут на листочках и кладут в коробочку, воспитатель зачитывает).
«Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… » Передаём по кругу.
В заключительной части семинара педагогам раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Желаю всем творческих успехов.
Литература:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для педагогов "Развитие мелкой моторики у дошкольников"
Данный мастер-класс знакомит воспитателей со способами развития мелкой моторики детей дошкольного возраста....
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в средней группе
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей 2–3 лет»
План мастер-класса.1. Для чего необходимо развитие мелкой моторики рук.2. подготовка ручек ребёнка для занятия с родителями. (массаж кистей рук)3. Пальчиковые игры "Дружная семейка"(Эт...
Проект по развитию мелкой моторики "Веселые пальчики"
Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обра...
07.05.2022г Методическая разработка для развития мелкой моторики "Веселые пальчики"
Методическая разработка для развития мелкой моторики "Веселые пальчики"...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....