Игровые технологии -2 (методика Николая Буракова)
статья на тему
Принцип методики Буракова: формировать потребность ребенка в саморазвитии, которая остается с ним на всю жизнь, чем бы он ни занимался в дальнейшем, через малые шаги-достижения в адаптивной игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии. Методика Николая Буракова | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУРАКОВА Н.Б.
В последние 10-15 лет стало модно «заниматься» своим ребенком-дошкольником: водить его на бесконечные «развивалки», учить читать и писать «с пеленок», подходить к воспитанию толерантно (и рисовать с ним пальчиковыми красками прямо на обоях), категорически отвергать труды Спока о воспитании. Все это не значит, что наши родители, бабушки и дедушки не занимались своими чадами. Но обучение, как процесс регулярный и направленный, начиналось только в школе и со школьного возраста.
Сегодняшний день предъявляет другие требования «новым», пока еще маленьким человечкам, они растут и будут жить в постоянно и стремительно меняющемся мире. Как передать им весь объем человеческих знаний, чтобы он был ими воспринят? В этом вопросе на помощь любящим и заботливым родителям приходят новые авторские методики и технологии. А наша цель — помочь разобраться в них. Об одном из видов этих технологий, технологиях Н.Б. Буракова, и пойдет речь в нашей статье.
В качестве девиза для своих технологий автор Николай Борисович Бураков и его последователи выбирают следующие слова:
«Мы не воспитываем вашего ребенка — мы развиваем в нем успешную личность. Мы не обучаем рисованию, музыке — мы раскрываем его таланты. Мы не натаскиваем на чтение, письмо, счет — мы пробуждаем гения. Главное в нашей технологии — механизм саморазвития, который запускается в ребенке раз и навсегда. Суть любого развития — желание быть лучше, а это самая эффективная мотивация для обучения».
Согласитесь, звучит свежо и с претензией на высокую эффективность. Давайте же разберемся, что такое педагогическая технология, и чем принципиально отличаются технологии Н.Б. Буракова от традиционных принципов обучения и воспитания? Итак, педагогическая технология - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе. Проще говоря, это алгоритм действий и воздействий на ребенка (что, почему, как, в какой последовательности изучать), при котором обучение эффективно. Технологии Н.Б. Буракова перекликаются с этим традиционным определением. У Н.Б. Буракова технология - это четкая и продуманная последовательность шагов обучения. Шаги эти настолько малы, что их способен сделать ребенок с любым уровнем развития. То есть дети постоянно находятся в зоне ближайшего развития, в состоянии развивающего дискомфорта. В зоне ближайшего развития ребенок преодолевает трудности, получает результат и удовольствие от процесса познания. Постепенно у ребенка формируется привычка преодолевать трудности. Формируется потребность в саморазвитии, которая остается с ребенком на всю жизнь, чем бы он ни занимался в дальнейшем.
Итак, маленькие шаги — это и есть основа успешного обучения!
Также автор и его последователи утверждают, что их технологии можно с полным правом назвать интересосберегающими. Ведь научить ребенка читать, считать и писать можно разными способами. Это не проблема. Но как сделать так, чтобы ребенок, научившись читать, желал читать еще больше? Чтобы дошкольник, освоив счет, с удовольствием занимался математикой? Для этого и нужны технологии, при использовании которых интерес постоянно поддерживается. Причем интерес выращивает и поддерживает и сам ребенок за счет потребности в саморазвитии. Здесь ребенок занимает активную позицию, учится преодолевать трудности и выходить победителем из любой ситуации. Значит, он будет Победителем по жизни!
Таким образом, технологии Буракова полностью используют один из принципов традиционного обучения — принцип доступности: для изучения должно быть предложено то, что по возрасту и реальным возможностям ребенка. «От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному», — писал в своё время выдающийся педагог эпохи Возрождения Я.А. Коменский. Здесь новое понимается через известное старое. Доступность же — вовсе не упрощенность, а посильная трудность, то есть трудность в зоне ближайшего развития. Не надо предлагать маленьким детям заданий, результат которых они не увидят в ближайшее время. Дети потеряют интерес к такому учению. Дайте им задания, которые можно применить тут же: если вы занимаетесь счетом, то считайте вполне осязаемые и интересные для ребенка предметы (конфеты, машинки, варежки), если у вас задания на интеллектуальное развитие и познавательный интерес, пусть они будут выполняться не только дома, но и во время прогулок, культурных походов. То же самое касается и поощрения. Пусть оно будет в обозримом для ребенка будущем (сразу же, через 2 часа или, в крайнем случае, вечером, но не через неделю).
Что же еще можно почерпнуть из технологий Буракова и взять на вооружение нам, родителям — первым учителям своего ребенка? Да все то, что мы подспудно чувствуем и понимаем, но не можем разложить по полочкам в своих педагогических начинаниях:
1. Это и ориентация педагогических технологий на социально-ценностные отношения, то есть обучение ребенка комфортному пребыванию в социуме, среди людей.
2. Несомненно, это и трансляция педагогического «Я», а проще говоря, мастерство педагога пленять и очаровывать, эмоционально заряжать ученика своим отношением к предмету обучения.
3. Наконец, самое важное — принятие личности ребенка как данности в её индивидуальном развитии. То есть понимание того, что наш ребенок уникальный, единственный и неповторимый во всем мире, его самого и его достижения нельзя сравнивать с другими детьми и их успехами!
4. И как цель всей педагогической работы родителей — перевод ребенка на рельсы самообразования и самовоспитания.
Разобравшись в некоторых педагогических мыслях и терминах, становится совершенно легко применять их в занятиях со своим ребенком. Любящая мать (а быть может, и отец) сможет грамотно построить домашние уроки без специальных педагогических навыков. Тем более, что на рынке детской познавательной литературы представлено огромное количество пособий по технологиям Буракова, которые окажут существенную помощь.
Остановимся подробнее на том, как нужно строить занятия с ребенком в соответствии с технологиями Н.Б. Буракова:
1. В первую очередь, нужно приобрести специальную литературу (все уже придумано и написано, не нужно изобретать велосипед). Как пишут авторы пособий по технологиям Буракова в предисловии к своим трудам, для ребенка важны и содержание, и форма, поэтому дизайнеры разрабатывают издания с учетом требований государственных стандартов в отношении полиграфической продукции для детей. Цветовая гамма приятна для глаз, а в содержании методических пособий легко ориентироваться, проходя одно упражнение за другим. Результат — ребенку легко и интересно изучать математику, чтение, оттачивать каллиграфические навыки. С помощью этих пособий малыш играет и учится одновременно!
Все учебные пособия Н. Буракова удобно разбиты по возрастным категориям:
Пособия для детей "царского возраста" 1-3 лет.
Пособия для маленьких почемучек 3-5 лет.
Пособия для дошколят-непосед 5-7 лет.
Пособия для пытливых младших школьников 6-9 лет.
2. Исходя из принципа «обучение в зоне ближайшего развития», занятия должны быть:
регулярными — это основа успешного обучения и залог того, что ребенок привыкнет к занятиям и в дальнейшем будет воспринимать их как необходимый элемент своего распорядка дня, а значит, приблизится к цели — самообучение и самовоспитание в осознанной жизни;
кратковременными (для 1-3-летнего ребенка не более 5 минут для разных видов деятельности).
3. В соответствии с принципом саморазвития, родитель-учитель должен хвалить и всячески поддерживать ребенка, для того чтобы обучение проходило с радостью, и ребенок хотел учиться дальше.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что накопленные педагогические знания и опыт не уходят в прошлое бесследно. Подпитываемые новыми идеями педагогов-новаторов, они трансформируются в прогрессивные и эффективные технологии, коими и являются технологии Н.Б. Буракова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Николая Александровича Зайцева "Стосчет"
Методика Н.А. Зайцева "Стосчет"...
Игровые технологии -1 (методика Елены Краузе)
Статья пропагандирует игру как важную потребность растущего детского организма, как естественная и гуманная форма его бучения....
Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»
Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.ЗадачиОбразовательные: Учить детей узнавать знакомые сказки, сказо...
Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»
Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»...
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:« ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ»
Тема: « Поможем Колобку» ( с блоками Дьенеша)...
Проект «Читаем играя» (Методика Николая Александровича Зайцева)
Цель: Формирование у дошкольников навыков чтения и развитие речи.Обучение должно быть построено на всех формах восприятия ребенка: мышлении, активной практической самостоятельной деятельности, слухе и...