Игровые технологии -1 (методика Елены Краузе)
статья на тему

Статья пропагандирует игру как важную потребность растущего детского организма, как естественная и гуманная форма его бучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

игровые технологии

(методика Елены Краузе)

Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов.

                                                             К.Д. Ушинский

1. Введение. Актуальность темы.

      В настоящее время дошкольные учреждения и школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знаниях об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно всё в большей степени возрастает  роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

     В современной детском саде и школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким  активным формам обучения, недостаточно освещенным в современной методике, относятся и игровые технологии.

     Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, которая позволяет сделать интересными и  увлекательными не только работу воспитателя, специалистов и учителей, но и будничные шаги по изучению нового трудного материала. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации,  т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

    Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

     В самых различных системах воспитания и обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, но и  способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

     «Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» – писала Н. К. Крупская.

     Так же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

     Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

     В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия в нормальных условиях жизнедеятельности.

          В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались  многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.А. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

2. История возникновения игры.

     Изучая историю возникновения игры, как вида деятельности допустимо сравнить «человеческие игры» с играми животных. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни комфорта, ни пищи, не удовлетворяет жизненных потребностей. Несерьезные сражения детёнышей, забава кошки с пойманной мышкой… Но все же в большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка. Безопасный способ освоения какого-либо действия.

     «Человеческие игры», по мнению большинства исследователей выполняют сходную – тренировочную функцию в онтогинезе. Исследователи отмечают, что игры примитивных культур, как правило – имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят маленькие домики. Даже и сейчас, когда детская игра изменилась не только по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых – лопатки, ведерки и т.д.

     Самое распространенное мнение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий. Именно об этом писал ?? А. Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры».

«…В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действий операций – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он хочет сам грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… это противоречие…может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…»

     Л. С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С. Выготского "«Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «…уже давно обнаружено, пишет Л.С. Выготский, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

…..В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение с другими, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания навыков и умений.»

   Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра – характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман уазал на тот факт, что игра побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, напрвленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

    Суммируя исследования ученых напрашивается вывод, что детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического,  нравственного и умственного воспитания детей.

3. Виды игр.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

     Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные…

     Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами игры и со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

     Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила их существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев. Например, доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика

     Изучением и систематизацией  игр занимались многие ученые и специалисты, но не пришли к единому мнению о их классификации. Рассмотрим некоторые группы классификаций игр.

Классификация О.С. Газмана по содержанию игры

А)Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Б) Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы. Строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В) Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Г) Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. Отличие дидактической игры от других видов игр заключается в том, что она имеет четко поставленную цель обучения и предполагает в завершении вынести соответствующие ей педагогические результаты.

Признаки дидактической игры:

-         дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-         учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-         учебный материал используется в качестве средства игры;

-         в учебную деятельность вводится элемент соревнования;

-         успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В такой классификации можно представить следующие типы игр:

-игры по сенсорному восприятию

-         словесные игры

-         игры по ознакомлению с природой

-         по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносят с материалом:

-         игры с дидактическими игрушками;

-         настольно-печатные игры;

-         словесные игры;

-         псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство педагога.

      Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

-         игры-путешествия;

-         игры-поручения;

-         игры-предположения;

-         игры-загадки;

-         игры-беседы ( игры-диалоги)

Игры- путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

     Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

     В названии такой игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснения способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и мн.др.

     Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия и них основаны на предложении что-то сделать. Например: помоги Буратино расставить знаки препинания или проверь домашнее задание у Незнайки.

     Игры-предположения представляют собой занимательные рассуждения на вопросы «Что было бы…» или «Что бы я сделала…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья» и др Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с постановленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент «Кто быстрее сообразит?»

     Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

     В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

    Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение логически рассуждать, делать выводы, умозаключения.

     Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение  педагога с детьми, детей с педагогом, детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

     Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит на поверхности, его нужно добыть -–сделать открытие и в результате что-то узнать. Цель игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения поставленной игровой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.

      Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике работы наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

     Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Обучающее содержание черпается из школьной программы.

     Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

     Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.

     Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры.  Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

     Правила детей имеют обучающий, организационный,  формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действия. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

     Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношения детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Правила игры должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

4. Вместо заключения

     Присутствие «Великой учительницы» - игры в жизни дошкольника и младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только явные, но и скрытые механизмы её влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня дошколят и начальной школы в той мере, в какой необходима для адаптации к изменяющимся ситуации и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон их развития, гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии -2 (методика Николая Буракова)

Принцип методики Буракова: формировать потребность ребенка в саморазвитии, которая остается с ним на всю жизнь, чем бы он ни занимался в дальнейшем, через малые шаги-достижения в адаптивной игровой фо...

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.ЗадачиОбразовательные: Учить детей узнавать знакомые сказки, сказо...

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»...

Конспект НОД в третьей младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ Тема НОД: «Забавное путешествие»

Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредств...