Адаптация детей трех-четырех лет к условиям ДОУ
статья на тему
Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому - несколько месяцев. Как помочь 3-4-х летнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? Общая задача воспитателей и родителей в этот период - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна тесная связь с семьей. Выработка единых требований к пведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей трех-четырех лет к условиям ДОУ | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. Адаптация детей трех-четырех лет
к условиям ДОУ.
Начало посещения детского сада – важный этап в жизни ребенка.
С момента поступления трех-четырех летнего малыша в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Столкнувшись с проблемами адаптации, малыш испытывает сильное психоэмоциональное и физическое напряжение, стресс. Отсутствие своевременной поддержки может привести к негативным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ.
Общая задача воспитателей и родителей в период адаптации - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности - неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных моментов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, организованной образовательной деятельности, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него хорошего настроения.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.
Так же, особого внимания требуют дети которые болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок, при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет; если не знает, где взять игрушку - тоже плачет; не привык спать без укачивания - плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитателем, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Ребенок по природе своей таков, что ждет от своего окружения надежности и безопасности. Эта его потребность должна быть подхвачена воспитателем, в котором ребенок находит близкого человека, постепенно он устанавливает с ним отношения надежной привязанности, являющиеся условием качественного образования в группах всех возрастных категорий.
Если воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он
испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания.
В этот период особенно важно установить тесное взаимодействие с семьями воспитанников с целью совместного преодоления трудностей в период адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее
происходит адаптирование ребенка к детскому саду.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимают: организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение, и тесное взаимодействие с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость развивающих игр для детей трех-четырех лет.
В статье даны рекомендации по проведению игр с детьми в возрасте трех-четырех лет, а так же рассказывается о том? какую важную роль они играют в развитии дошкольников....
Адаптация детей трех - четырех лет к условиям детского сада
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит л...
Адаптация ребенка трех-четырех лет к детскому саду
В статье даны рекомендации родителям и воспитателям по вопросу адаптации ребенка к детскому саду....
Обучение грамоте детей трех-четырех лет
«Обучение грамоте детей трех-четырех лет»....
« Бумажная пластика для детей трех - четырех лет»
Занятия по аппликации из бумажных салфеток являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольн...
Воспитание правильного звукопроизношения у детей трех – четырех лет
предлагаются упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей трех четырех лет.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотело...