ребенок как личность
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Составила воспитатель группы 12
Вантусова А.
Уважайте своего ребенка!
Пожалуй, самым главным объяснением понятия личности остается осознание человеком себя участником отношений (например, дружеских, родственных, рабочих) и осознанной деятельности (сознательный подход к выполнению любых действий). Но каким же тяжелым бывает путь к восхождению на пьедестал с надписью: «Настоящий человек»! Что для этого нужно? Учитывать особенности каждого малыша.
Этапы становления личности совпадают со сменой важных
психологических периодов жизни.
- Перинатальное развитие (условно можно назвать этот отрезок «Я уже есть»). Согласно учению Станислава Грофа, еще в утробе малыш начинает развиваться как индивидуум. Ему нравится определенная музыка или картины, созерцаемые матерью, некоторые продукты. Карапузу только и остается в знак согласия или нежелания толкать маму изнутри.
- 0 – 3 года. В это время весь мир для детей – это их окружение (родители, старшее поколение родственников, братья и сестры). Этот период соответствует девизу: «Я – зеркало семьи». Все привычки и другие поведенческие реакции копируются до неузнаваемости. Если старшим людям не по душе характер младшенького, нужно попытаться объяснить, что не так, а самим мотать на ус: настало время корректировать себя!
- «Школьная пора», куда входит дошкольная категория детей от 4 до выпускного класса начального звена – 11 лет. Это время детства и осознанного поведения. Например, в саду малыши стараются проявить себя со стороны хорошо воспитанных и отзывчивых деток, а если выходит, что «хорошими делами прославиться нельзя», привлекают внимание шалостями. Внимание и похвала воспитателя (далее – учителя) являются лакмусовой бумажкой идентификации ребенка.
- Период «кокона» (отрочество). С 12 лет до 15 подросток, с одной стороны, начинает общение и раскрытие своих способностей в новых социальных группах – классе, кружках, секциях. С другой стороны, происходит накапливание необходимого опыта, развитие возможных способностей.
- «Трудный возраст» (юность) от 16 до 18 лет, причем период сложный не только для любимого сына или дочери, но и родителей. С удивлением старшее поколение начинает замечать, что им дерзят, не повинуются, сбиваются с пути (нередко пропускают занятия по причине «ненужности» школьных знаний или влюбляются и забрасывают уроки). Это становление личности без тяжелого времени, когда набиваются шишки и приобретается бесценнейший опыт – свой, личный, невозможно. Но иногда не все так болезненно. Бывает, случается первая любовь, которая юность превращает в романтическую «весну жизни». Оценки юному возрасту будут меняться, но яркие впечатления и нужные выводы помогут сформировать человека.
- С 18 лет – «да здравствует, Личность!». Теперь невозможно кардинально перестроить индивидуума, только скорректировать уже имеющееся поведение. Выбор учебного заведения по интересам или «свободного плавания» поможет дальше продумать свою жизнь и добиться успеха.
Факторы, которые помогают становиться личностью:
- Близкие взрослые, которых малыш начинает замечать сразу после появления на свет. Естественно, он воспринимает поведение родителей и родственников как норму. Если мамам и папам интересно, что карапуз думает о них (даже если не научился еще говорить), можно дать ему игрушки и посмотреть, как они начнут себя «вести». Тут старшее поколение и поймет, что в своем поведении надо корректировать.
Другие дети (сверстники). Неудивительно, что не только в детском саду, школе, но и на работе человек всегда пытается соотнести свои действия с поведением других людей. Малыши и дошкольники проходят этап самопознания, глядя как бы со стороны на себя, когда наблюдает за другими детками. В пубертатном возрасте часто поведенческие «несовпадения» приводят к ломке формирующегося характера. «Соломинкой» для асоциального подростка становится дружный коллектив, стремящийся к здоровому образу жизни и знаниям. Плачевным результатом может закончиться ситуация, когда талантливый и добрый мальчик попадает в компанию сильных ребят, ведущих аморальный способ существования. - Иерархия мотиваций, которая становится для ребенка авторитетной только с возрастом. Так, уже к концу 2 лет малыш уже четко понимает, что перед мамой закатывать истерику можно, она в конце поддастся и купит желаемую игрушку или вместо каши на завтрак даст конфету. Только за ней закрывается дверь детского сада, как привереда становится спокойным и «адекватным». Здесь этот номер не пройдет. Дети чувствуют настроение, силу характера своего друга или «оппонента». Или другой пример: малыш может забрать понравившуюся куклу у другого карапуза, но не сделает этого, потому что маленьких обижать – дело неправедное (или потому что обиженный соратник начнет громко плакать, прибегут взрослые тети и станут ругать). Словом, дети все прекрасно понимают и действуют согласно вполне логичным мотивам.
- Самоосознание. Удивительно, но никто из взрослых не может сказать, почему в 3 – 4 года (или когда они себя начинают помнить) им приходилась поступать так или иначе. Оказывается, на этот период припадает первый кризис (кризис трех лет), и маленький человек впервые понимает, что значит:
- Стыдиться своих поступков. Каждый помнит, когда он или его любимое чадо долго ворочался и не мог уснуть из-за мелкого вранья родителям.
- Ребенок относит себя к категории мальчика или девочки, пытается больше играть в социальные гендерные игры (девочки воспитывают кукол, мальчики чинят машинки).
- Начинается самооценка своих действий (малыш может гладить сам себя по голове за собранные игрушки или завязанные шнурки). Правда, с негативной оценкой пока не все так гладко.
До самоконтроля и умения говорить себе «нет» пройдет еще не один год (как в книге о школьнике, который пытался закалить себя, чтобы выработать чувство воли и отправиться после института в Космос). Но каждый период жизни ставит такие цели, достигая которые ребенок взрослеет и становится личностью. Главными чертами такого человека принято считать:
- Уверенность.
- Самоконтроль.
- Целеустремленность.
- Умение действовать, опираясь на законы морали и ценности.
У настоящих личностей не возникает дилемма между «пойти по головам» и «сделать по совести». Воспитать личность сложно, не каждый станет негласным лидером или начальником, но к такому человеку обязательно проявят интерес похожие люди. Это ли ни счастье для ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему:"Каждый ребенок - это личность".
Ребенок может быть любым, но обязательно любимым....
"Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми"
"Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми"...
Формирование ребенка как личности в процессе ознакмления с народными играми
Детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. существует целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок ...
Роль народно-прикладного творчества в становлении ребенка как личности.
Статья раскрывает роль художественно-эстетического развития в формировании общечеловеческих, духовных ценностей у детей дошкольного возраста....
Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деят...
Папка - передвижка "Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми"
....
Консультация для родителей "Каждый ребенок-это личность,он должен себя уважать!"
Консультация для родителей....