Проект "Путешествие в мир русских народных сказок"
проект (старшая группа) на тему

Ивановская Ирина Николаевна

Проект творческий, долгосрочный. Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного развития личности детей на материале русских народных сказок через театрализованную игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 Невского района Санкт-Петербурга.

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театрализованной игры.

«Путешествие в мир русских народных сказок»

               Проект. (Творческий, долгосрочный)

                                                                                             Составители проекта:

                                                                              Старший воспитатель Ивановская Ирина Николаевна.

Воспитатель Мешкова Елена Олеговна

                                                                                                         Воспитатель Петрова Елена Сергеевна

Музыкальный руководитель Лукашина Ольга Валентиновна.

                          

2016-2017 учебный  год.

 « Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».  

В.А.Сухомлинский.

      Причина выбора нами этой темы проекта состоит в том, что в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

      Актуальность проблемы состоит ещё и в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

      Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника, при помощи русской народной сказки, формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.

     Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает поверить в себя, ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценить ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

     Театрализованная  игра может использоваться педагогом  в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Цель проекта по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников - обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки. Создание условий для духовного и нравственного развития личности через театрализованную игру.

Задачи проекта:

  1. Развить чувства самоуважения, стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, научить проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту на основе использования русских  народных сказок.
  2. Создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса, привить интерес к театрализованной игре, желанию попробовать себя в разных ролях;
  3. Сформировать  умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали  

            костюмов, маски;

  1. Воспитать артистические качества, раскрыть творческий потенциал;
  2. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
  3. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

В процессе реализации проекта ожидается, что использование театрализованной игры будет способствовать:

•        осмыслению нравственных ценностей,

•        повышению нравственной культуры  воспитанников, педагогов и родителей;

•        обновлению содержания и форм осуществления духовно- нравственного воспитания    

            дошкольников

•        укреплению сотрудничества с семьей.

Принципы организации театрализованной игры.

- принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка  индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;

- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;

- принцип координации деятельности педагогов;

- принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;

- принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Этапы  деятельности по организации театрализованной игры.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Содержание работы с детьми запланировано блоками, каждый из которых направлен на формирование нравственных представлений, воспитание нравственных качеств личности (чувства милосердия и сострадания, уважения и послушания), поло-ролевой идентификации, развитие привычки советоваться со своей совестью в разных жизненных ситуациях. Русские народные сказки подбираются на разные жизненные ситуации, нравственные правила. Например, послушанию учат сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; преодолевать трудности, не бояться их – «Василиса Прекрасная», «Иван-царевич и серый волк». Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» помогают воспитывать дружелюбие, а «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» - великодушие и сострадание.

Ожидаемые результаты.

Результаты эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

У детей:

1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

2. Развитие речи детей: связной, выразительной, обогащение словарного запаса.

3. Повышение уровня коммуникативных способностей.

3. Умение детей выражать свои эмоции и понимать чувства других.

4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

5.Умение детей  понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

У родителей:

1. Формирование потребности в частном индивидуальном общении с детьми.

2. Обогащение воспитательских умений, поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных атрибутов к театрализованной игре.

У педагогов:

1. Повышение квалифицированного уровня по самоподготовке;

2. Оказание консультативной и практической помощи родителям по духовно-нравственному развитию  дошкольников средствами театрализованной игры.

3. Выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

Список использованных источников.

  1. Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.
  2. Власенко О. П. « Ребенок в мире сказок»: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. Дошкольное воспитание.2009 год.
  3. Мерзлякова С.И.  «Театрализованные игры» М. ООО Обруч 2012г.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
  5. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;
  6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;
  7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991
  8. О. Акулова  «Театрализованные игры». №24: Дошкольное воспитание, 2005.
  9. Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театрализованной игры».

Составители проекта

Старший воспитатель Ивановская Ирина Николаевна.

Воспитатель Мешкова Елена Олеговна

Воспитатель Петрова Елена Сергеевна

Музыкальный руководитель Лукашина Ольга Валентиновна

ГБДОУ № 87 Невского района Санкт-Петербурга.

Вид проекта

Творческий, долгосрочный (сентябрь 2016 - май2017г).

Цель проекта

Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки. Создание условий для духовного и нравственного развития личности через театрализованную игру.

Задачи проекта

1.Развить чувства самоуважения, стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, научить проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту на основе использования русских  народных сказок.

2.Создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса, привить интерес к театрализованной игре, желанию попробовать себя в разных ролях;

3.Сформировать  умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали  костюмов, маски;

4.Воспитать артистические качества, раскрыть творческий потенциал;

5.Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;

6.Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Срок и этапы реализации проекта

Сентябрь 2016 –май 2017 года

I этап – подготовительный: сентябрь 2016.

1. Создание творческой группы.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы, наглядно – дидактического  и музыкального  материала. Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста.

2. Планирование и организация деятельности по обучению детей театрализованной игре посредством инсценировки русских народных сказок.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной: октябрь2016 –апрель 2017г.

1.Прочтение детям сказки по усмотрению педагога.  Беседа — рассуждение.

2.Рассмотрение картинок, иллюстраций со сказочными  персонажами. Беседа – описание.

3. Работа с родителями. Создание атрибутов и костюмов к спектаклям.

4. Проведений открытого мероприятия совместной деятельности взрослого с детьми с компонентами театрализованной игры.

5. Прослушивание русских народных сказок на диске. Обсуждение их в беседе.

6. Рисование персонажей русских народных сказок. Выставка.

7. Презентация наглядно – дидактического материала и  атрибутов к театрализованным играм.

8. Создание развивающей среды по теме проекта.

9. Создание картотеки театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста.

10. Анкетирование родителей «Сказки на ночь», «Определения отношения родителей  к организации театрализованной деятельности  в дошкольном образовательном учреждении», консультации для родителей, разработка рекомендации для родителей на информационный стенд.

11. Участие в ежегодном районном конкурсе театрализованной игры для дошкольников «Я - артист».

12. Активное участие в «Недели сказок» (традиция ДОУ) в январе:

  • Показ силами старших дошкольников театрализованного представления для младших;
  • Выставка детских рисунков « Любимые русские народные сказки»;
  • Кукольный театр би-ба-бо для детей раннего возраста.

III этап – завершающий: май 2017г.

1.Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
2. Презентация проекта на различных уровня:

- педагогический совет;

- родительское собрание;

- публикация отчетов о работе на сайте ДОУ.

Исполнители проекта и основных мероприятий

 Старший воспитатель Ивановская Ирина Николаевна.

Воспитатель Мешкова Елена Олеговна

Воспитатель Петрова Елена Сергеевна

Музыкальный руководитель Лукашина Ольга Валентиновна.

Воспитанники, родители ГБДОУ № 87

Ожидаемые результаты реализации проекта

У детей:

1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

2. Развитие речи детей: связной, выразительной, обогащение словарного запаса.

3. Повышение уровня коммуникативных способностей.

3. Умение детей выражать свои эмоции и понимать чувства других.

4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

5.Умение детей  понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

У родителей:

1. Формирование потребности в частном индивидуальном общении с детьми.

2. Обогащение воспитательских умений, поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных атрибутов к театрализованной игре.

У педагогов:

1. Повышение квалифицированного уровня по самоподготовке;

2. Оказание консультативной и практической помощи родителям по духовно-нравственному развитию  дошкольников средствами театрализованной игры.

3. Выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

4. Создание психологического комфорта в группе;

5. Создание предметно - игровой среды, способствующей реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через театрализованную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...