Доклад на семинар «Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребёнка дошкольника»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на семинар
«Возможности игрового пространства
в познавательной деятельности ребёнка дошкольника»
Организация игрового пространства ДОУ для развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника.
Для дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие психических и физических процессов, становление характера, воли. Также в это время продолжается процесс социализации, когда ребенок устанавливает связи с главными сферами жизни: миром людей, вещей и природы. Происходит знакомство с культурой и общечеловеческими ценностями. То есть дети в этот период активно познают окружающую действительность. В такой значимый для человека период крайне важно развитие познавательной деятельности, то есть сознательных действий, которые направлены на приобретение определенных знаний и сведений об особенностях и объектах реальной жизни.
В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Авторы, которые занимались исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.Познавательная активность ребёнка заключается: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.).
Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей. Исходя из определения среды как условия развития и становления личности (Е.В.Бондаревская, В.С.Библер, Л.С.Выгодский, В.А.Сухомлинский и др.), игровое пространство можно определить как специально организованную предметно-пространственную среду, являющуюся «поисковым полем» ребёнка, фактором его развития. Именно игровая среда является одним из важных условий, стимулирующих ребёнка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлением многообразных связей с окружающим миром. Среда будет интенсивно развивающей, провоцирующей развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств, если она даёт возможность организовать игровое пространство.
Я хочу рассказать об организации игрового пространства в нашем детском саду на примере развития у дошкольников представлений о природе, так как 2017 год был объявлен годом экологи, и наши педагоги уделяли много внимания созданию условий, стимулирующих познание мира природы.
Надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей, поэтому в каждой возрастной группе существуют различные предметы, объекты, игрушки, игры и книги, которые знакомят детей с миром живой и неживой природы, а так же, природными явлениями. Определённое зонирование группового пространства позволяет разместить эти предметы по разным уголкам и организовать различные центры детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной и др. Такая организация игрового пространства позволяет ребёнку дошкольникузнакомиться, изучать, взаимодействовать с различными объектами и, в различных видах деятельности, познавать окружающий мир. В природных уголках групп есть книги, энциклопедии, тематические альбомы, дидактические игры, позволяющие получить и закрепить имеющиеся знания детей о природе. Так же есть центры экспериментирования, где воспитанники совместно со взрослым могут практически проверить какие-либо вопросы и предположения, провести определённые исследования, опыты. Организованная исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную деятельность. К практической деятельности можно отнести возможность взаимодействия с различным природным материалом: камешками, шишками, семенами, ракушками и т.д., коллекции которых имеются в каждой группе.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства, поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе. Игровое образовательное пространство рассматривается как комплекс образовательных, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных мер, обеспечивающих ребёнку психическое и физическое благополучие, комфортную, познавательную и бытовую среду в детском саду.Функция воспитателя – создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
В группахвыделены зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой, а так же, созданы все условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.Например, сегодня фигурки животных жарких стран кто-то взял в центр конструирования и, построив вольеры, организовал игру в зоопарк, завтра этих же животных переместили в зону театра и используют для инсценировки сказки про доктора Айболита, а послезавтра или лечат их в ветеринарном пункте или спасают от наводнения в Африке, а кто-то использует фигурки в качестве макета для рисования в уголке художественного творчества или организует подвижную игру и т.д. Во время этой активной деятельности и происходит познание мира природы: дети знакомятся с различными животными, изучают их повадки, особенности, места обитания и т.д
Другой пример, - сегодня в природном уголке появились арбузные семечки и воспитатель рассказал детям о том, каким образом из каждой маленькой семечки появляется огромный пузатый полосатый красавец, завтра эти семечки забрали для сюжетно-ролевой игры в магазин, а послезавтра из них сделали красивое панно в уголке художественного творчества, или попробовали прорастить и посадить на участке детского сада.
Игровое пространство постоянно видоизменяется, а РППС насыщается новыми предметами. Изучая лук, прочитали сказку о Чиполино, и тут же на подоконнике появилась весёлая семейка. Ходили на экскурсию – обнаружили репейник – изучили его свойства и использовали для создания персонажей сказки «Три медведя». В рамках реализации проекта «Наш знакомый огурец» появилась выставка поделок из огурцов, а акция сбора макулатуры позволила украсить участок детского сада молодой берёзкой.
В процессе активной познавательной деятельности у детей развиваются психические процессы (внимание, память, речь), происходит формирование элементарных математических представлений, они совершенствуют коммуникативные умения и, конечно же социализируются, - происходит формирование личности ребёнка. С помощью развивающей среды можно изменять активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения.Если внести в группу спортивный инвентарь: новый мяч или скакалку, то логично предположить, что дети захотят организовать двигательную игровую деятельность. Но и эта деятельности не может быть без развития познания: мяч – это разговор о форме, размере, свойствах воздуха, а скакалка – разговор о длине и мерах длины.
При формировании игрового пространства необходимо:
− избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
− создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз — рука»), роста и предметного мира взрослых;
− исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Для экономии пространства в группе педагоги нашего ДОУ используют дидактические пособия, а так же стены: наблюдение за сезонными изменениями дерева, различные пространства (луг, лес, море и др.) и окна.
Примером соблюдения второго условия является использование макетов. Педагогами нашего детского сада был изготовлен макет участка ДОУ, который можно не только рассмотреть в «удобном» масштабе, но которым можно поиграть! Этот макет являлся экспонатом выставки «Эко-арт 2018».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правильная хорошо продуманная и грамотная организация игрового пространства группы и детского сада в целом позволяет развивать и совершенствовать познания ребенка дошкольника и является одной из главенствующих задач педагогики.
Благодаря такой работе дети
- получают информацию об окружающей реальности;
- усваивают требуемые знания, умения, навыки;
- развивают любознательность, пытливость, познавательные процессы;
- накапливают жизненный опыт;
- формируют интерес к миру;
- вооружаются навыками по применению полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Формирование познавательной деятельности у дошкольников"
Овладение родителями (законными представителями) основными приемами развития познавательной деятельности у детей в домашних условиях....
Семинар-практикум "Формирование познавательной деятельности у дошкольников в домашних условиях"
семинар-практикум...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....
Доклад на семинар «Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребёнка дошкольника»
развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами, эмоциональное благопо...
родительский клуб "Здоровый малыш", консультация "Игровое пространство группы , как условия здоровьясбережения дошкольников", консультация "Роли кинезиологических упражнений в обучении дошкольников"
материал поможет педагогам, в игровой форме укрепить здоровье воспитанников...
Способы применения маркера игрового пространства в музыкальной деятельности дошкольников
Авторский маркер игрового пространства, представляющий собой кубики, каждая торона которых несет определенный игровой функционал и предназначена для решения определенных задач....
Семинар - практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование игрового набора "Дары Фрёбеля"
Конспект разработан с целью представления опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....