Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx479852.docx | 48.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 « Улыбка»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Провела воспитатель: Кленкова Надежда Викторовна
г.Семенов
2017г
Целеполагание Задачи | Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. 1.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. 2.Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. 3.Активизация и обогащение словарного запаса. 4.Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. 5.Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. 6.Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок. |
Способы | Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке. |
Средства | опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик». |
Предварительная работа | Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Обсуждение нравственных поступков героев произведения. Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки. |
Интеграция | Речевое развитие, Художественно эстетическое |
Словарная работа |
Ход занятия
1.Организационный момент. Дети отгадывают загадку про дружбу: Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это? Радость делит он со мной, II. Основная часть. 1.Подготовка к восприятию текста Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? 2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти. - Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик». Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку. - Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду. - Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся! Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь! 3. Содержательный и языковой разбор текста Беседа по содержанию сказки, словарная работа. Педагог: О ком рассказывается в этой сказке? Педагог: Что придумали друзья? Педагог: Как они построили кораблик? Педагог: Чем заканчивается сказка? Педагог: Какими словами? Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке? Педагог: А его друзья какие? Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?» Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите. Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете? Педагог: Почему нет, объясните. Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного. Педагог: Молодцы, ребята. 4.Лексико-грамматические упражнения по тексту: Игра «Назови ласково» Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик. Игра «Скажи похоже» Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить, 5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера) Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли в бассейн. - Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду. - Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Педагог: (читает дальше). - Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился! Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Педагог: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик! Педагог: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь! Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка. 6. Физкультминутка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись: Раз, два, три, четыре- Вот как славно. Освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – кроль. Все, как один. Плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. 7. Моделирование сказки с помощью опорных схем (Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке). Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке? Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли? Педагог: Отберите эту схему. Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал? Педагог: Отберите эту схему. Педагог: Почему остальные не стали купаться? Педагог: Отберите эту схему. Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок? Педагог: Найдите эту схему. Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка? Педагог: Отберите схему. Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок? Педагог: Отберите эту схему. Педагог: Что притащил Муравей? Жучок? Педагог: Отберите эту схему. Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом? Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли Педагог: Отберите схему. Педагог: А что в это время делал Лягушонок? 8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем. а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем. б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей) III. Подведение итогов занятия Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка? Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? Задание воспитателя Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям. : | Да Друг Который не бросит в беде Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке. Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать. Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Дети: И не догонишь! Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной. Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые. Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге. Дети: Нет. Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними. Дети: Не в бассейн, а на речку. Дети: Чуть было не захлебнулся. Дети: И построили кораблик. Дети: Не поплакать, а посмеяться. Имитация движений по ходу чтения Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние. Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку. Дети: Лягушонок. Дети: Они не умеют. Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся. Дети: Они обиделись и начали думать. Дети: Листочек и ореховую скорлупку. Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку. Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь! Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик. (Ответы детей) |
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку про дружбу:
Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).
II. Основная часть.
1.Подготовка к восприятию текста
Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Педагог: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Педагог: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Педагог: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Педагог: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Педагог: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.
Педагог: Молодцы, ребята.
4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Игра «Скажи похоже»
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Педагог: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Педагог:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Педагог:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.
6. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).
Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?
Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.
Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Педагог: Найдите эту схему.
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
Педагог: Отберите схему.
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Педагог: Отберите схему.
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
III. Подведение итогов занятия
Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Задание воспитателя
Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...