ТЕКСТ ДОКЛАДЧИКА | Информация на слайдах презентации |
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. | Слайд № 1. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Вовлеки меня - и я пойму. (Китайская пословица)
|
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. | Слайд №2. «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы». М.Монтессори
|
В ФГОСе прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности; | Слайд № 3. ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, вступил в действие с 1 января 2014г |
Часть 1. Общие положения В основе Стандарта заложены основные принципы дошкольного образования: (вот некоторые из них) - содействие и сотрудничество детей и взрослых, педагогов и семьи, поддержка инициативы детей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
| Слайд № 4. Основные принципы дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество Организации с семьёй
|
Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему - Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
| Слайд № 5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: - способствует профессиональному развитию педагогических работников
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
|
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. - п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. | Слайд № 6. Образовательная среда: - способствует профессиональному развитию педагогических работников
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
|
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. И сейчас я хочу предложить вашему вниманию наш педагогический опыт создания некоторых проектов, которые получили первое и второе место в городском этапе областной интеллектуально-творческой игры для дошкольников «ЭкоКолобок»в и пятое место в областном этапе. На примере этих проектов я хочу показать последовательность действий, структуру проекта, его оформление. |
- Что такое проект?
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
| СЛАЙД № 7. Основные понятия: Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
|
СЛАЙД № 7 Типы проектов в ДОУ бывают разными, но мне лично близка классификация типов проектов по Л.В.Киселёвой, которая различает их по возрастам дошкольников и содержанию самих проектов. | СЛАЙД № 8 Тип проекта | Содержание | Возраст детей | Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. | Старшая группа | Ролево-игровой | Использование элементов творческих игр. | Младшая группа | Информационно-практическо-ориентированный | Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). | Средняя группа | Творческий | Результат работы - детский праздник, дизайн и т.д. | Младшая группа |
|
- Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: Проблема; Проектирование или планирование; Поиск информации; Продукт; Презентация. Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). | СЛАЙД № 9 Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ 1 - Проблема; 2 - Проектирование (планирование); 3 - Поиск информации; 4 - Продукт; 5 – Презентация; 6 - Портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
|
2.1. Первый этап - Проблема; (выбор цели проекта) Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию – это ведущая роль педагога в младшем и среднем возрасте. | СЛАЙД № 10 Из Презентации проекта «Наши любимые питомцы»: «Мы отвечали на вопросы: Зачем держать в доме животных?»
|
В старшем идеи и темы могут исходить от детей, а . роль педагога «оформить» ее, помочь развить. Например, задать вопрос детям. Или предложить узнать детям о возникшей проблеме. Хочу отметить, что данные проекты являются детскими, они исходят от инициативы детей. | СЛАЙД №11. Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу» «Что такое ЗОЖ?»
|
На этом этапе происходит составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. | СЛАЙД №12. Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу» «План работы» |
В зависимости от цели и содержания проекта различны и временные рамки деятельности: так проекты могут быть краткосрочные (от 1 до 3 дней, средней продолжительности и долгосрочные (до 1 года и более). Мои проекты были как краткосрочными («Чуткое сердце»), так и средней продолжительности («Космос», «Наши любимые питомцы» и др.). | СЛАЙД №13. Из Презентации проекта «Чуткое сердце» «Цветок заботы»
|
2.2. Проектирование или планирование (разработка проекта) Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (педагоги, родители, дети), определяются источники информации (энциклопедии, интернет-ресурсы, взрослые), подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели. Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок, музеев. | СЛАЙД №14. Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу»
«Цели и задачи проекта» |
2.3. Третий этап: Поиск информации. Воспитатель активизирует желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом и родителями. | СЛАЙД № 15. Из Презентации проекта «Космос»: «С помощью родителей…» |
Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых; | СЛАЙД № 16. Из Презентации проекта «Космос», «Узнали о профессиях людей, связанных с освоением и изучением космоса» |
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. Например, вызвать на соревнование детей. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества | СЛАЙД № 17. Из Презентации проекта «Космос», «Космические корабли команд» |
Здесь можно проводить конкурсы и смотры в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. | СЛАЙД № 18. Из Презентации проекта «Космос», Девиз команд: «Летит в космической дали наш корабль вокруг Земли. Облетим мы целый свет и на все найдем ответ!» СЛАЙД № 19. Выставка рисунков и поделок на тему «Загадочный Космос» |
Хочу обратить ваше внимание на создание благоприятной развивающей среды в группе, для развития познавательной, игровой, продуктивной, двигательной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей реализации разносторонних интересов детей, результаты творческой проектной деятельности детей и родителей используются для оформления и пополнения игровых уголков детского экспериментирования, краеведческого и природного уголков, уголков искусств и продуктивной деятельности. | СЛАЙД № 20. Из Презентации проекта «Космос», Игровая деятельность детей |
Работа над каждым тематическим проектом предполагает отражение темы в предметно-развивающей среде для организации разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей. | СЛАЙД №21. Из Презентации проекта «Космос», Развивающая среда |
2.4. Четвертый этап: Подведение итогов - Продукт; Выполнив все вышеперечисленные этапы, Вы приблизились к заветной мечте – разработке грамотного, конкурентоспособного проекта, потому что: - у Вас есть сильная идея проекта;
- Вы знаете, для кого делаете проект, то есть, кто Ваши целевые группы;
- у Вас есть анализ проблем – основа для убедительного обоснования актуальности проекта. Это именно то, на что фонды обращают внимание в первую очередь при знакомстве с Вашей заявкой;
- Вы сформулировали четкую, ясную и конкретную цель проекта;
- и, наконец, Вы знаете, как наилучшим образом достичь цели проекта, то есть, у Вас есть стратегия! Ваши шансы повышаются!
А стратегия проекта – это основа для разработки четкого поэтапного плана реализации Вашего проекта. |
Здесь место для проведения итогового мероприятия (праздника, развлечения). Обязательно награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами, что стимулирует участников на последующие сотрудничество. | СЛАЙД №22 Из Презентации проекта «Наша Зимняя Олимпиада 2014! СОЧИ, держись!»
|
Хорошо привлечь к участию родителей. Проводится оценка результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Одним из продуктов проекта может быть не только презентация, но и видеоролики. | СЛАЙД №23. Из Презентации проекта «Сам себе я помогу, к ЗОЖ дорогу проложу» «Здорово здоровым быть!»
СЛАЙД №24, 25. Презентация проекта «Наши любимые питомцы»
СЛАЙД №26 Презентация проекта «Космос», |
Также, одним из продуктов проекта, могут быть альбомы (пример из проекта), имеющие значение для детей и родителей. Например, папка «Наши любимые питомцы» содержит разную интересную информацию о животных. Или альбом «Космос» интересен не только детям, но и родителям. |
В течении всего проекта собирается, составляется портфолио. Это могут быть рисунки, плакаты, содержащие какую-либо информацию (папки с проектов). В результате, организовывая образовательный процесс, с применением методов проектировочной деятельности, я сумела развить у детей познавательную активность и познавательный интерес. Дети: - Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях.
- Интересуются предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; новым, неизвестным в окружающем мире
- Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, участвуют в обсуждениях, любят экспериментировать.
- Способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
- Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве) .
- Способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)
- Способны предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Также хочу отметить активную помощь со стороны родителей детей. Работая над проектами, также были выделены некоторые проблемы: - Не всегда удается сфотографировать какие-либо действия, в связи с отсутствием фотоаппарата или второго воспитателя,
- Возникали трудности с оформлением проектов и видеороликов,
- Не все родители откликаются на призыв помочь в процессе проведения проектов, а ребенку очень хочется.
А в заключении, желаю вам освоить технологии проектирования, учесть наши ошибки, и успехов вам в Вашем увлекательном путешествии от поиска идеи до формулирования стратегии проекта! |