Организация проектной деятельности в детском саду
статья на тему
В этом материале я рассказываю об эффективных путях и средствах решения поставленных задач перед воспитателем. Проектная деятельность является одним из наиболее ярких развивающих, интересных, значимых методов как для взрослых так и для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Огородник Лилия Ефимовна, воспитатель
ГБДОУ № 25 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Организация проектной деятельности в детском саду»
(из опыта работы воспитателя)
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС ДО) образовательные учреждения должно:
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
- помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
- они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).
В старшем возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
- развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников можно использовать:
- Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
- Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
- Метод демонстрации
- Метод объяснения нового материала
- Рассказ воспитателя
- Рассказ ребенка
- Чтение литературы
- метод детского исследования,
- метод проектов
- метод моделирования проблемных ситуаций
- метод рассуждения
- метод решения проблемных задач, ситуаций.
Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:
- во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
- во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
- в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы и рассуждать;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов
На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.
Последовательность работы над проектами:
- Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- Обсуждает план с родителями;
- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ ;
- Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
- Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
- Дает домашнее задание детям и родителям;
- Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
- Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:
- высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
- повышение готовности детей к восприятию нового материала;
- активное участие родителей в жизни ДОУ.
Разберем организацию конкретного проекта в группе на основе игры-путешествия. Игры-путешествия всегда привлекательны для детей, стремящихся совершить «путешествие» по неизведанным странам, испытать ряд приключений, почувствовать себя первооткрывателями, героями комиксов, фильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации проектной деятельности в детском саду.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...
Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"
ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...
Организация проектной деятельности в детском саду
Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в детсом саду"...
Организация проектной деятельности в детском саду
Краткосрочный проект "Осень золотая"...
Организация проектной деятельности в детском саду.
Материал раскрывает актуальность и востребованность проектной технологии , важность внедрения проектной технологии в жизнь детского сада .Статья содержит материал о теоретических и методо...
Особенности организации проектной деятельность в детском саду
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Организация проектной деятельности в детском саду.
Что такое метод проектов. Создание проблемной ситуации....