консультация для воспитателей "Художественно-конструктивный дизайн в развитии одаренного ребенка"
консультация (старшая группа) на тему
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой эти возможности развивать. А потом – с педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivny_dizayn.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности.
Основная цель образования – помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал. Особая миссия возложена на воспитателей. Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.
- на занятиях все легко и быстро схватывают; - знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются; - быстро запоминают услышанное или прочитанное; - решают сложные задачи, требующие умственного усилия; - задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают; - оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; - очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное. Типичные черты одаренных детей:
Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: - дети с высоким общим уровнем умственного развития; - дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).
Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких – либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности. Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение . Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности. Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами.
Важно помнить, что одаренность – «дело штучное» , и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход. Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Необходимо обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем. Необходимо обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий Психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:
Одним из видов развития одаренного ребенка является художественно-конструктивный дизайн.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, направленное на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов, соответствующих определенным требованиям. Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, тем более, если это изделие рассматривать как произведение дизайна. Любая хорошая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны: удобство (функцию) и внешнюю выразительность . Первая выражается через конструкцию, вторая – через художественную форму, но они не разделимы .
Дизайн - деятельность это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества
Детский дизайн может иметь: Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки). Пространственно - декоративный характер – деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш…). Детский дизайн – это художественно – декоративная деятельность по изготовлению предметов, имеющих практическое применение.
Занятия по дизайну формируют у детей: надежную ориентацию в окружающем их предметном мире; учат понимать что красиво, а что нет; где какая-либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой; помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным и одухотворенным.
Очень важно , чтобы вся информация по дизайну (симметрия, асимметрия, выбор цвета и т.п.) давалась не в виде отвлеченного правила или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку абсолютно понятен .
Для успешной работы с детьми педагог организует: Эстетически грамотную среду - красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений. Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт в изодеятельности. Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.
Занятия по дизайну не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...
Создание условий для развития одаренности ребенка в дошкольном учреждении.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...
Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет
Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей ...