СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (младшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №44 «Сосенка»
СЕМИНАР
«РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Воспитатель Климентьева Е.В.
Январь 2019г.
Развитие наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.
Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.
Всякое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является силой умственного развития ребенка.
Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. Педагоги дошкольного образования в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучают такой аспект - как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. О значении природы в воспитании ребенка много писали классики педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он - самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью».
Проблема состоит в том, что воспитателю необходимо не только знания, но очень важно не потерять живой интерес ребенка к окружающему миру. Развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательно-образовательной работы - восприятие детьми природы становится все более целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают все более правильные и точные знания о природе. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого, чтобы дать должное направление детской любознательности и одновременно в ней воспитывать наблюдательность, развивать мышление и внимание, расширять кругозор ребенка.
Большая советская энциклопедия дает определение, что «наблюдательность - это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений.
Психологи А.В, Петровский и М.Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность - это одна из черт характера, сущность которой состоит в определенном, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую ее область.
Ребенок получает знания через природу и в природе формируется материал для осознания, определения сходства и различия, дает начало понятиям и умозаключениям.
Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка.
Значительный вклад в изучение проблемы умственного воспитания детей внесла Н.К. Крупская. В докладах и выступлениях, в статьях она неоднократно подчеркивала: надо постоянно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы и общества, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей.
В своей статье «Сельский детский сад» Н.К. Крупская писала, что нужно «… развивать наблюдательность, умение смотреть и проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений.
Наблюдательность не может быть развита посредством упражнений в чистом созерцании. Представления дошкольников всегда результат активной познавательной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Именно в деятельности формируются обобщенные знания и умения, обеспечивающие ребенку широкую ориентацию в воспринимаемом мире.
Развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.
Таким образом, воспитателю в своей работе необходимо уделять большее внимание организации наблюдений за объектами живой природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Наблюдение зарождается у младших дошкольников в контексте продуктивной деятельности, постепенно становясь познавательной деятельностью. По мере развития наблюдения происходит совершенствование основных компонентов этого вида познавательной деятельности: умение принять и поставить познавательную задачу, правильно отобрать и планомерно использовать способы ее решения, адекватно выразить результат. Другой линией развития наблюдательности и наблюдения является изменение соотношения включенных в него сенсорных и интеллектуальных процессов.
Дети с раннего возраста проявляют пытливость и любознательность, это помогает им ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у них вызывает природа. Природа в ее неисчерпаемом многообразии, вечном движении дает богатую пищу для развития наблюдательности ребенка. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие этих знаний, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Очень часто это служит причиной недоброжелательности детей по отношению к растениям и животным.
Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе (игровой, трудовой, учебной), и развивается благодаря непосредственному общению с ней.
Бесспорно, природа окажет положительной влияние на развитие ребенка, только тогда, когда он научится ее наблюдать.
Совершенствование действий восприятия значительно ускоряется в условиях организованного сенсорного воспитания. Оно включает обучение детей внешним ориентировочным действиям, построение моделей сложных свойств предметов и их соотношений.
Практика использования наблюдений за объектами природы в работе с детьми, а также теоретические исследования в данной области позволили разработать подходы к классификации видов наблюдений.
РАСПОЗНАЮЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;
ВОССОЗДАЮЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть ЭПИЗОДИЧЕСКИМИ, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и ДЛИТЕЛЬНЫМИ, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).
Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
- высокая умственная активность и самостоятельность детей.
При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.
У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных,желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.
Существует большое количество занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу не сформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.
При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями.
Сравнение природоведческих вопросов с вопросами из других сфер человеческой деятельности показывает, что никогда ребенок не спросит о математике, музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии дети постоянно поднимают проблемы, над решением которых работают многие научные коллективы мира. «Почему птицы откладывают яйца, а человек - нет?», «Почему сейчас обезьяна не превращается в обезьяну?», «Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они возвращаются обратно?», «Животные разговаривают?».
Анализ детских вопросов показал, что взрослые способны ответить примерно на половину, причем большинство из них являются бытовыми. На остальные ответит только специалист, работающий в данной области. Около 10-15% вопросов представляют собой задачи, вообще нерешенные человечеством. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности.
С чего же начать?
Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил Сухомлинский. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.
Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.
Самостоятельный или совместный труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.
Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.
Работу по развитию наблюдения следует вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности.
Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать детям задания типа: «Наблюдай погоду». Задания должны нацеливать внимание на конкретные предметы и их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.
Важным условием является разумный отбор объектов. Не следует идти по принципу «чем больше, тем лучше», целесообразно исследовать при каждом наблюдении один – два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года, в любую погоду.
Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Затем следует организовать рассмотрение объекта по частям, приучая дошкольника концентрировать внимание на конкретной детали.
Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ предмета или явления. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он увидел. Затем предложить открыть глаза и проверить, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз.
Методика руководства наблюдением может быть структурирована по следующим положениям:
- постановка цели, сообщение задания и определение объекта;
-рассмотрение объекта вначале в целом, затем по частям;
-обследование предмета детьми с помощью различных средств восприятия;
-определение выводов по наблюдению.
К особенностям организации наблюдения относится:
- предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта;
- ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении;
- выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий.
К особенностям организации наблюдения относится: предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта; ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении; выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.
Задача современной педагогики научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Ребенок должен научиться сам находить тему наблюдения и подходить к педагогу с готовым вопросом.
Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, научится их описывать и объяснять.
Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №44 «Сосенка»
СЕМИНАР
«РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Воспитатель Климентьева Е.В.
Январь 2019г.
Развитие наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.
Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.
Всякое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является силой умственного развития ребенка.
Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. Педагоги дошкольного образования в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучают такой аспект - как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. О значении природы в воспитании ребенка много писали классики педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он - самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью».
Проблема состоит в том, что воспитателю необходимо не только знания, но очень важно не потерять живой интерес ребенка к окружающему миру. Развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательно-образовательной работы - восприятие детьми природы становится все более целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают все более правильные и точные знания о природе. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого, чтобы дать должное направление детской любознательности и одновременно в ней воспитывать наблюдательность, развивать мышление и внимание, расширять кругозор ребенка.
Большая советская энциклопедия дает определение, что «наблюдательность - это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений.
1
Психологи А.В, Петровский и М.Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность - это одна из черт характера, сущность которой состоит в определенном, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую ее область.
Ребенок получает знания через природу и в природе формируется материал для осознания, определения сходства и различия, дает начало понятиям и умозаключениям.
Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка.
Значительный вклад в изучение проблемы умственного воспитания детей внесла Н.К. Крупская. В докладах и выступлениях, в статьях она неоднократно подчеркивала: надо постоянно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы и общества, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей.
В своей статье «Сельский детский сад» Н.К. Крупская писала, что нужно «… развивать наблюдательность, умение смотреть и проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений.
Наблюдательность не может быть развита посредством упражнений в чистом созерцании. Представления дошкольников всегда результат активной познавательной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Именно в деятельности формируются обобщенные знания и умения, обеспечивающие ребенку широкую ориентацию в воспринимаемом мире.
Развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.
Таким образом, воспитателю в своей работе необходимо уделять большее внимание организации наблюдений за объектами живой природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, 2
устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Наблюдение зарождается у младших дошкольников в контексте продуктивной деятельности, постепенно становясь познавательной деятельностью. По мере развития наблюдения происходит совершенствование основных компонентов этого вида познавательной деятельности: умение принять и поставить познавательную задачу, правильно отобрать и планомерно использовать способы ее решения, адекватно выразить результат. Другой линией развития наблюдательности и наблюдения является изменение соотношения включенных в него сенсорных и интеллектуальных процессов.
Дети с раннего возраста проявляют пытливость и любознательность, это помогает им ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у них вызывает природа. Природа в ее неисчерпаемом многообразии, вечном движении дает богатую пищу для развития наблюдательности ребенка. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие этих знаний, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Очень часто это служит причиной недоброжелательности детей по отношению к растениям и животным.
Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе (игровой, трудовой, учебной), и развивается благодаря непосредственному общению с ней.
Бесспорно, природа окажет положительной влияние на развитие ребенка, только тогда, когда он научится ее наблюдать.
Совершенствование действий восприятия значительно ускоряется в условиях организованного сенсорного воспитания. Оно включает обучение детей внешним ориентировочным действиям, построение моделей сложных свойств предметов и их соотношений.
Практика использования наблюдений за объектами природы в работе с детьми, а также теоретические исследования в данной области позволили разработать подходы к классификации видов наблюдений. 3
РАСПОЗНАЮЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;
ВОССОЗДАЮЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть ЭПИЗОДИЧЕСКИМИ, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и ДЛИТЕЛЬНЫМИ, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).
Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", 4
в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
- высокая умственная активность и самостоятельность детей.
При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.
У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, 5
желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.
Существует большое количество занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу не сформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.
При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями.
Сравнение природоведческих вопросов с вопросами из других сфер человеческой деятельности показывает, что никогда ребенок не спросит о математике, музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии дети постоянно поднимают проблемы, 6
над решением которых работают многие научные коллективы мира. «Почему птицы откладывают яйца, а человек - нет?», «Почему сейчас обезьяна не превращается в обезьяну?», «Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они возвращаются обратно?», «Животные разговаривают?».
Анализ детских вопросов показал, что взрослые способны ответить примерно на половину, причем большинство из них являются бытовыми. На остальные ответит только специалист, работающий в данной области. Около 10-15% вопросов представляют собой задачи, вообще нерешенные человечеством. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности.
С чего же начать?
Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил Сухомлинский. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.
Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.
7
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.
Самостоятельный или совместный труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.
Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.
Работу по развитию наблюдения следует вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности.
Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать детям задания типа: «Наблюдай погоду». Задания должны нацеливать внимание на конкретные предметы и их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.
Важным условием является разумный отбор объектов. Не следует идти по принципу «чем больше, тем лучше», целесообразно исследовать при каждом наблюдении один – два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года, в любую погоду. 8
Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Затем следует организовать рассмотрение объекта по частям, приучая дошкольника концентрировать внимание на конкретной детали.
Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ предмета или явления. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он увидел. Затем предложить открыть глаза и проверить, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз.
Методика руководства наблюдением может быть структурирована по следующим положениям:
- постановка цели, сообщение задания и определение объекта;
-рассмотрение объекта вначале в целом, затем по частям;
-обследование предмета детьми с помощью различных средств восприятия;
-определение выводов по наблюдению.
К особенностям организации наблюдения относится:
- предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта;
- ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении;
- выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий.
9
К особенностям организации наблюдения относится: предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта; ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении; выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.
Задача современной педагогики научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Ребенок должен научиться сам находить тему наблюдения и подходить к педагогу с готовым вопросом.
Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, научится их описывать и объяснять.
Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому воспитанию "Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста средствами природоведческих экскурсий"
Создать условия для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
Семинар "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры"
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом слу...
Семинар " Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста"
Руководство игровой деятельностью детей младшего возраста...
Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
на данном практикуме родители совместно с педагогами обсуждают развитие мелкой моторики и и координации движений пальцев рук...
Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»
Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»Цель: приобщение родителей к совместно...