Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
статья на тему
В настоящее время факт стремительного роста числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) неоспорим. Это один из самых распространенных психолого-педагогических диагнозов в нашей стране и одна из самых частых форм аномалии психики человека. Для успешного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития нужно учитывать особенности сформированности высших психических функций. Мы решили рассмотреть особенности сформированности произвольного внимания. Так как ребёнок с нарушениями внимания очень часто отвлекается и, как следствие, не успевает по учебной программе. Это не может не вызывать беспокойство у педагогов, родителей и психологов, которые работают с этими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности внимания у детей с ЗПР | 192.23 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время факт стремительного роста числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) неоспорим. Это один из самых распространенных психолого-педагогических диагнозов в нашей стране и одна из самых частых форм аномалии психики человека. Это и объясняет повышенный интерес к данной проблеме.
В соответствии с формулировкой И.И. Мамайчук, задержкой психического развития называется «такое нарушение темпа нормального развития ребёнка, когда отстают в развитии отдельные психические функции (память, мышление, внимание и т.д.). Нарушение в развитии именно когнитивных процессов- важнейший симптом, на котором основываются при постановке диагноза ЗПР».
Стребелева Е.А. отмечает нарушение работы произвольного внимания при задержке психического развития и дефицитарность основных свойств внимания: распределение, объем, концентрация. В своей книге «Специальная дошкольная педагогика» она пишет о том, что «у таких детей внимание неустойчиво, отмечается неравномерная работоспособность. Именно поэтому тяжело привлечь внимание к какой-либо деятельности».
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что «Внимание – это единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание».Успехи в учёбе во многом зависят от того, какое у ребёнка внимание. Также от этого зависит целостность познания окружающей действительности. Из всего количества раздражителей, воздействующих на человека в данный момент, наиболее целостно воспринимается тот, который привлекает внимание. Из этого следует, что внимание необходимо во всякой познавательной деятельности. Также следует помнить, что ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием.
Для учителя особенно важно развитые свойства внимания для повышения успеваемости ребёнка в учебной деятельности, особенно у детей с ЗПР. Так как такой ребёнок очень часто отвлекается и, как следствие, не успевает по учебной программе. Это не может не вызывать беспокойство у педагогов, родителей и психологов, которые работают с этими детьми. Сейчас увеличилось количество детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития с синдромом дефицита внимания, который зачастую сочетается с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
мы предполагаем, что у детей с задержкой психического развития сформированность произвольного внимания имеет свои особенности.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является выявление особенности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
- Выделить особенности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития.
- Проанализировать теоретическую литературу по проблеме задержки психического развития.
- Провести эмпирическое исследование произвольного внимания у школьников с задержкой психического развития и проанализировать результаты.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы);
-эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы и консультации, практические занятия);
-сравнение результатов исследования с использованием статистического метода обработки данных STATISTIKA10.0. Достоверность полученных результатов не ниже 5% уровня значимости.
Методики:
- Кольца Ландольта
- Корректурная проба Бурдона
- Таблица Шульте.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались анализом данных, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе; соотнесением теоретических положений с результатами эмпирического исследования; использованием методов математической статистики и компьютерной обработки данных для оценки полученных результатов, их анализом, проверкой достоверности экспериментальных гипотез.
База исследования: В исследовании участвовали 15 младших школьников (7-8 лет), обучающихся в специальной коррекционной начальной школе г. Новосибирска, они вошли в экспериментальную группу (ЭГ). И 15 младших школьников (7-8 лет), обучающихся в средней общеобразовательной, они вошли в контрольную группу (КГ).
Таким образом, теоретический анализ произвольного внимания детей с задержкой психического развития позволил нам сформулировать следующие выводы:
Внимание – одна из важнейших предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. Именно внимание связано с потребностями человека. Внимание является функцией интереса в больше или меньшей степени, также оно связано с желаниями и стремлениями и целями, которые человек ставит себе на ближайшее будущее и на жизнь в целом.
Если не развивать внимание целенаправленно, то в будущем возникает снижение всех задач внимания, что, как правило, приводит к неуспеваемости.
Мы рассмотрели разные теории внимания, которые предложили Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин и Л.С. Выготский. Также мы изучили свойства внимания, такие как концентрация, распределение, объем, устойчивость и переключаемость. Сергей Леонидович Рубинштейн говорил о том, что эти свойства в значительной мере независимы друг от друга, внимание, хорошее в одном отношении, может быть не таким совершенным в другом.
Важным в исследовании внимания выступает вопрос о видах внимания. Оно бывает непроизвольным, послепроизвольным и произвольным. Изучая все эти виды внимания, мы можем сделать вывод о том, что выделение произвольного (активного) внимания в отдельную категорию имеет огромное значение. И мы имеем возможность и должны воспитывать наше произвольное внимание, воспитывая наши волевые усилия.
Еще мы рассмотрели причины возникновения и виды задержки психического развития. Задержка психического развития полиморфна, у разных детей могут проявляться разные нарушения. Это зависит от степени и глубины повреждения мозговых структур. Например, у некоторых из них может быть нарушена мотивация к познавательной деятельности, а у других – усидчивость и работоспособность.
Задержка психического развития может зависеть как от одной причины, так и от их совокупности. Именно поэтому при изучении развития ребёнка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических (патология беременности, недоношенность, травмы при родах, генетическая предрасположенность, заболевания в раннем возрасте), так и социальных факторов (неблагоприятные условия воспитания, частые психические травмы).
Также мы изучили какие особенности сформированности имеют все психические процессы у детей с задержкой психического развития. Такое нарушение затрагивает все психические процессы и является системным дефектом, что объясняет важность системного подхода к обучению таких детей.
У детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в формировании речи, они не понимают речь, обращенную к ним и своевременно не реагируют на нее. У детей с задержкой развития нарушены межанализаторные связи, недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно-моторной координации. Это в дальнейшем приводит к затруднению в овладении письмом и чтением.
Мы выяснили, что одной из главных особенностей задержки психического развития является неравномерность нарушения психических функций. У таких детей слабо выражена мотивация к познавательной деятельности, они обладают фрагментированностью восприятия, замедлена переработка информации. У детей с задержкой психического развития нарушено полноценное восприятие окружающего мира, и они запоминают и воспроизводят новый материал хуже, чем их сверстники с нормальным развитием.
Поэтому вопрос о психологической коррекции нарушений внимания, памяти, мышления, чрезвычайно актуален, они являются ведущими для данного расстройства, поэтому их коррекция могла бы помочь ребенку достичь уровня развития своего возраста.
У детей с таким нарушением наблюдаются проблемы в построении речи. Недостатки в артикуляции делают речь не совсем понятной. Им сложно понимать глаголы, тяжело определять качества и свойства предметов, они практически не используют характеристики величин и оценочные прилагательные. Также затруднено понимание и употребление предлогов.
Игровые действия детей бедны и невыразительны и сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения.
В теоретической части нашей работы мы ставили цель рассмотреть особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников по всем свойствам внимания (устойчивость, продуктивность, объём и т.д.).
Неустойчивость внимания снижает продуктивность работы такого ребенка, вызывает сложности в выполнении заданий. Неустойчивость выражается по-разному. У одних детей в начале работы отмечается максимальная для них сосредоточенность, но потом она снижается, у других – наибольшее сосредоточение наблюдается после выполнения нескольких задач подряд, а затем постоянно понижается. А у третьих – отмечается колебание внимания, их работоспособность неравномерна на протяжении всего выполнения задания.
У таких детей снижена концентрация внимания. Ребёнок быстро начинает утомляться, ему сложно сосредоточиться на одном виде деятельности и программе её выполнения.
Также у них снижен объема внимания. Ребёнок больше реагирует на раздражители, которые отвлекают его от основного вида деятельности, он с затруднением выделяет цель этой деятельности и условия её выполнения среди несущественных побочных деталей.
У детей с задержкой психического развития снижено распределение внимания. Если задания, которые дают ребёнку, находятся на стадии усвоения, ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий.
Несмотря на описанные выше нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, нужно помнить, что наблюдается разброс показателей, который зависит от множества причин, характеризующих их поведение и деятельность. Поэтому при работе с такими детьми очень важен индивидуальный подход к каждому такому ребёнку.
Результаты эмпирического исследования
Опишем результаты, полученные в ходе исследования произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и детей с нормой развития.
Итак, для определения уровня концентрации и устойчивости внимания использовался ряд методик: методика «Кольца Ландольта», «Корректурная проба» и методика «Таблицы Шульте». В ходе анализа полученных данных были на практике выявлены некоторые особенности концентрации и устойчивости внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Процедура обследования началась с методики «Кольца Ландольта». Для получения определённых результатов контролировалось время, за которое ребёнок выполняет задание. На это отводилось 5 минут.
В ходе анализа полученных данных по методике «Кольца» было выяснено, что эта методика вызвала наибольшие затруднения у детей, так как она требовала точности выполнения и одновременной ориентировки в пространстве.
Наиболее продуктивная работа по выполнению задания прослеживается в начале задания, в течение первой минуты. После минуты работы у большинства детей начинают проявляться отвлекаемость на посторонние раздражители, двигательное беспокойство. Вследствие этого возникают ошибки, касающиеся неправильно вычеркнутых букв, пропуска букв. Это наблюдается у 11 из 15 детей.
Из-за влияния посторонних раздражителей, а также довольно быстрой утомляемости у 10 из 15 детей постепенно после первой минуты выполнения задания наблюдается снижение устойчивости внимания. Это выражается в ошибках при выполнении задания, таких как ошибочное вычёркивание букв (в пяти случаях из 15).
В конце выполнения задания у всех детей отмечается снижение темпа работы и стойкости интереса к заданию. Это объясняется особенностями нервной системы детей этой категории, которая отличается незрелостью и быстрой утомляемостью.
То же характеризует и работоспособность детей. Наибольшего своего пика она достигает в течение первых полутора минут работы. Это свидетельствует о быстрой истощаемости внимания и, следовательно, понижении работоспособности ребёнка по независящим от него причинам.
Нами был произведен расчет средних значений уровня концентрации произвольного внимания. Мы получили следующие данные:
У 6 детей (40%) с нормой развития обнаружился высокий уровень развития концентрации, у 5 (33,3%) – средний уровень концентрации внимания, а у 4 (26,6%) мы обнаружили низкий уровень концентрации внимания.
А у детей с задержкой психического развития у 9 из 15 (у 60%) низкий уровень концентрации внимания, и у 20% средний и высокий уровень концентрации внимания.
Графическое выражение результатов исследования представлено на рисунке 1.
Рисунок 1.Распределение процентной доли испытуемых по уровню концентрации внимания по методике «Кольца Ландольта».
Далее нами проводилась методика «Корректурная проба Бурдона». С помощью этой методики мы изучали устойчивость, концентрацию, сосредоточенность внимания, а также работоспособность ребёнка.
По шкальной оценке мы определили процентную долю уровней устойчивости у детей с задержкой психического развития и у детей с нормой развития.
6 детей (40%) с задержкой психического развития имеют средний уровень устойчивости внимания, а 9 (60%) – низкий уровень устойчивости внимания, и никто из детей с задержкой психического развития не показал высокий уровень устойчивости внимания.
У детей же с нормой развития, наоборот, никто не показал низкий уровень устойчивости внимания, средний уровень – 2 ребенка (13,3%), высокий уровень – большинство детей – 13 (86,7%).
Графическое выражение результатов исследования представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение процентной доли испытуемых по уровню устойчивости внимания по корректурной пробе Бурдона.
Наше исследование мы завершили методикой «Таблицы Шульте». Данная методика позволяет диагностировать устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость.
При анализе результатов мы отмечали показатели времени и динамику этих показателей и сравнивали их у детей с задержкой развития и у детей с нормой развития.
По шкальной оценке мы определили, что 100% детей с нормой развития имеют достаточную концентрацию внимания, так как они затрачивали время, соответствующее нормативному. Также они имеют устойчивое внимание, так как не отмечалось значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из трех таблиц.
А у детей с задержкой психического развития внимание концентрируется недостаточно, этот вывод мы сделали, потому что на каждую из таблиц Шульте дети затрачивали время, превышающее нормативное.
Также у 6 детей (40%) обнаружилось неустойчивое внимание, мы отметили значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.
А у 9 детей (60%) внимание истощаемое, отметилась тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
Графическое выражение результатов исследования представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение процентной доли испытуемых по уровню истощаемости и неустойчивости внимания по методике «Таблицы Шульте».
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
С целью изучения особенностей сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического был использован непараметрический критерий U-Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Эмпирическое значение критерия U-Манна-Уитни показывает, насколько совпадают два ряда значений измеренного признака. Чем меньше совпадений, тем больше различаются эти два ряда.
В первую очередь мы провели методику «Кольца Ландольта». Результаты расчета достоверности различий показателей между группами ЭГ и КГ представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка достоверности различий показателей уровня сформированности произвольного внимания между выборками младших школьников с задержкой психического развития (ЭГ) и нормой развития (КГ).
Исследуемый признак | ΣЭГ | ΣКГ | Uэмп. | p-level | Принимаемая гипотеза |
Концентрация произвольного внимания (1 этап) | 179 | 286 | 59* | 0,02792 | H1 |
Распределение внимания (1 этап) | 191,5 | 273,5 | 60,5* | 0,04595 | H1 |
Объем внимания (1 этап) | 210,5 | 254,5 | 40,5* | 0,03725 | H1 |
Продуктивность произвольного внимания (2 этап) | 811 | 1019 | 340* | 0,0458732 | H1 |
Распределение внимания (2 этап) | 729 | 1101 | 264** | 0,006097 | H1 |
Объем внимания (2 этап) | 813 | 1017 | 248** | 0,001334 | H1 |
Обозначение:
Знаком * отмечены значимые эмпирические значения критерия.
ΣЭГ – сумма рангов в группе младших школьников с задержкой психического развития.
ΣКГ – сумма рангов в группе младших школьников с нормой развития.
Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни;
p-level –уровень достоверности различий.
Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий (H1) о том, что в группе с большей суммой рангов концентрация доминирует (превосходит).
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп= 59 при уровне значимости р=0,02792. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень концентрации произвольного внимания на первом этапе в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп= 60,5 при уровне значимости р=0,04595. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень распределения произвольного внимания на первом этапе в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп= 40,5 при уровне значимости р=0,03725. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень объема произвольного внимания на первом этапе в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп= 340 при уровне значимости р=0,0458732. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень продуктивности произвольного внимания на втором этапе в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп= 264 при уровне значимости р=0,006097. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень распределения произвольного внимания на втором этапе в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп= 248 при уровне значимости р=0,001334. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень объема произвольного внимания на втором этапе в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
Так, анализ данных позволяет нам сделать заключение о том, что по исследуемым характеристикам произвольного внимания у детей с задержкой психического развития и у детей с нормой развития существуют различия. У детей с задержкой психического развития концентрация, продуктивность, объем и распределение произвольного внимания развито лучше, чем у детей с нормальным развитием. Принимаемая нами гипотеза H1подтвердилась.
Далее нами проводилась методика «Корректурная проба Бурдона». С помощью этой методики мы изучали устойчивость, концентрацию, сосредоточенности внимания, а также работоспособность ребёнка. Результаты расчета достоверности различий показателей между группами ЭГ и КГ представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка достоверности различий показателей уровня устойчивости произвольного внимания между выборками младших школьников с задержкой психического развития (ЭГ) и нормой развития (КГ).
Исследуемыйпризнак | ΣЭГ | ΣКГ | Uэмп. | p-level | Принимаемая гипотеза |
Устойчивость внимания (1 таблица) | 123 | 342 | 3 | 0,000006 | H1 |
Устойчивость внимания (2 таблица) | 122 | 343 | 2 | 0,000005 | H1 |
Устойчивость внимания (3 таблица) | 123,5 | 341,5 | 3,5 | 0,000007 | H1 |
Обозначение:
ΣЭГ – сумма рангов в группе младших школьников с задержкой психического развития.
ΣКГ – сумма рангов в группе младших школьников с нормой развития.
Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни;
p-level –уровень достоверности различий.
Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий (H1) о том, что в группе с большей суммой рангов устойчивость внимания доминирует (превосходит).
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп=3 при уровне значимости р=0,000006. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень устойчивости произвольного внимания в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп=2 при уровне значимости р=0,000005. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень устойчивости произвольного внимания в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп=3,5 при уровне значимости р=0,000007. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑КГ>∑ЭГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень устойчивости произвольного внимания в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
Наше исследование мы завершили методикой «Таблицы Шульте». Данная методика позволяет диагностировать устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость.
При анализе результатов мы отмечали показатели времени и динамику этих показателей и сравнивали их у детей с задержкой развития и у детей с нормой развития. Результаты расчета достоверности различий показателей между экспериментальной и контрольной группами представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка достоверности различий показателей уровня концентрации произвольного внимания между выборками младших школьников с задержкой психического развития (ЭГ) и нормой развития (КГ).
Исследуемый признак | ∑ЭГ | ∑КГ | Uэмп. | p-level | Принимаемая гипотеза |
Концентрация внимания | 3060 | 1035 | 0 | 3,1851 | H1 |
Обозначение:
ΣЭГ – сумма рангов в группе младших школьников с задержкой психического развития.
ΣКГ – сумма рангов в группе младших школьников с нормой развития.
Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни;
p-level –уровень достоверности различий.
Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий (H1) о том, что в группе с большей суммой рангов концентрация произвольного внимания доминирует.
Так как эта методика является обратной, то чем больше затраченное время, тем меньше развита концентрация внимания. В результате применения критерия Манна-Уитни получили Uэмп=0 при уровне значимости р=3,1851 Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (∑ЭГ>∑КГ) подтверждаем гипотезу о том, что уровень концентрации произвольного внимания в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
Таким образом, эмпирическое исследование особенностей сформированности произвольного внимания детей с задержкой психического развития позволило нам сделать выводы.
В нашем исследовании было две группы: 15 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 15 детей с нормальным развитием (контрольная группа).
И учитывая все полученные данные, можно подвести итоги:
1) По методике «Кольца Ландольта», которая позволяет изучить концентрацию, распределение, объем и продуктивность произвольного внимания, мы выявили достоверные различия по всем исследуемым параметрам.В результате применения критерия Манна-Уитни мы подтверждаем гипотезу о том, что уровень концентрации, распределения, объема и продуктивности произвольного внимания у детей с нормальным развитием (КГ) достоверно выше, чем у детей с задержкой психического развития (ЭГ) после формирующего этапа исследования.
Ребёнок с задержкой психического развития быстро начинает утомляться, ему сложно сосредоточиться на одном виде деятельности.И методика «Кольца Ландольта»вызваланаибольшие затруднения у детей, так как она требовала точности выполнения и одновременной ориентировки в пространстве.
Также наблюдается снижение распределения внимания. Так как, если задания, которые дают ребёнку, находятся на стадии усвоения, ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий. Ребёнку тяжело переключаться с одного вида или найденного способа на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
Изучая, с помощью методики «Кольца Ландольта», уровень концентрации внимания, мы получили следующие данные:
У 6 детей (40%) с нормой развития обнаружился высокий уровень развития концентрации, у 5 (33,3%) – средний уровень концентрации внимания, а у 4 (26,6%) мы обнаружили низкий уровень концентрации внимания.
А у детей с задержкой психического развития у 9 из 15 (у 60%) низкий уровень концентрации внимания, и у 20% средний и высокий уровень концентрации внимания.
2) С помощью методики «Корректурная проба Бурдона» мы изучали устойчивость, концентрацию, сосредоточенность внимания, а также работоспособность ребёнка. Мы выявили, что у 40% детей с задержкой психического развития имеют средний уровень устойчивости внимания, а у 60% – низкий уровень устойчивости внимания, и никто из детей с задержкой психического развития не показал высокий уровень устойчивости внимания.
У детей же с нормой развития, наоборот, никто не показал низкий уровень устойчивости внимания, средний уровень – 13,3%, высокий уровень – большинство детей – 86,7%.
В результате применения критерия Манна-Уитни мы подтверждаем гипотезу о том, что уровень устойчивости произвольного внимания у детей с нормальным развитием (КГ) достоверно выше, чем у детей с задержкой психического развития (ЭГ) после формирующего этапа исследования.
3) Концентрацию внимания мы рассматривали с помощью методики«ТаблицыШульте». Мы определили, что 100% детей с нормальным развитием имеют достаточную концентрацию внимания, так как они затрачивали время, соответствующее нормативному.
А у детей с задержкой психического развития внимание концентрируется недостаточно, этот вывод мы сделали, потому что на каждую из таблиц Шульте дети затрачивали время, превышающее нормативное. У 40% детей обнаружилось неустойчивое внимание, а у 60% - внимание истощаемое.
Проводя эту методику, мы получили достоверные различия по всем исследуемым параметрам.В результате применения критерия Манна-Уитниподтверждаем гипотезу о том, что уровень концентрации произвольного внимания в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования.
Дети с ЗПР отличаются сильной отвлекаемостью. Ребёнок больше реагирует на раздражители, которые отвлекают его от основного вида деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание выполняет огромную роль в жизни человека. Оно дает нам возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.
В жизни и деятельности человека внимание выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Но задержка психического развития несет за собой нарушение внимания.
В наше время очень выросло количество детей с задержкой психического развития. Особенно важно развитие свойств внимания для повышения успеваемости ребёнка в учебной деятельности, особенно у детей с ЗПР. Так как такой ребёнок очень часто отвлекается и, как следствие, не успевает по учебной программе. Это не может не вызывать беспокойство у педагогов, родителей и психологов, которые работают с этими детьми. Этим и обусловлена актуальность проблемы, которую мы решили изучить в данной работе.
В нашей работе мы изучили произвольное вниманиеу детей с задержкой психического развития. Наша гипотеза исследования говорит о том, что дети с данной аномалией развития имеют особенности сформированности произвольного внимания.
Для нашего исследования мы выбрали именно младших школьников, так как развитие произвольного внимания обусловлено социальными факторами, прежде всего обучением и воспитанием. Очень большую роль играет в этом развитии младший школьный возраст. В этот период ребенок учится организовывать своё внимание, концентрировать его на определённом виде деятельности, учится направлять его на малопривлекательную для него работу. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза.
Мы рассмотрели многообразие проявлений задержки психического развития, ее виды и причины. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений зрения, речи и слуха, и они не являются умственно-отсталыми детьми. Основная симптоматика данной категории детей – это недостатки целенаправленной деятельности, повышенная истощаемость, нарушение работоспособности. Особенности проявления задержки психического развития зависит от степени и глубины повреждения мозговых структур.
Также выяснили, что не только внимание, но и все остальные психические процессы при данной аномалии развития имеют свои особенности сформированности.
Нарушение памяти у таких детей становится особенно заметным, когда начинается школьное обучение, так как в это время возрастает значение памяти в деятельности ребёнка, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации – обязательное условие для овладения новыми знаниями.
Дети с задержкой психического развития обладают крайне низкой мыслительной активностью, что проявляется в низкой психической активности и, как следствие, у них низкий уровень познавательной мотивации, они не готовы решать мыслительные задачи.
Произношение и фонематический слух тоже страдает у детей с ЗПР. У большинства детей правильное произношение отдельных звуков, но несмотря на это, их речь «смазанная».
Нарушения при ЗПР имеют полиморфный характер (сложную структуру). Этим и объясняется многообразие проявлений ЗПР, так как степень несформированности психических процессов может быть различна, также, как и различны сочетания сохраненных и несформировавшихся функций.
Но нашей главной задачей было рассмотреть особенности произвольного внимания у детей с ЗПР. Дети с задержкой психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников по всем свойствам внимания (устойчивость, продуктивность, объём и т.д.).
У таких детей наблюдается нарушение устойчивости внимания.Это приводит к утомляемости, потом к нарастанию психической либо импульсивности, либо медлительности, проявляется в немотивированных расстройствах настроения, слезливости, капризности, вялости, сонливости или двигательной расторможенности и болтливости. Неустойчивость внимания вызывает сложности в выполнении заданий, которые требуют постоянного контроля. Неустойчивое внимание снижает продуктивность работы такого ребёнка.
Также снижена концентрация внимания. Ребёнок быстро начинает утомляться, ему сложно сосредоточиться на одном виде деятельности и программе её выполнения. Снижение концентрации внимания указывает на органические факторы соматического или церебрально-органического генеза.
Еще наблюдается снижение объема внимания. Дети с задержкой психического развития не могут одновременно удерживать большой объём информации, что мешает ему эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи. Это, как следствие, вызывает затруднение восприятия ситуации в целом.
Сниженои распределение внимания. Если задания, которые дают ребёнку, находятся на стадии усвоения, ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий. Ребёнку тяжело переключаться с одного вида или найденного способа на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Также дети с ЗПР отличается сильной отвлекаемостью.
В настоящее время к ребёнку с нарушением внимания, осложненным повышенной двигательной и речевой активностью, стали употреблять термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». В этом случае ребенок не может по инструкции взрослого сидеть спокойно, нетерпелив и возбудим в игре и общении со сверстниками, не способен тихо играть и говорить и тяжело сохраняетвнимание при выполнении заданий.
В исследовании особенностей сформированности произвольного внимания участвовали 15 младших школьников (7-8 лет) с задержкой психического развития, они вошли в экспериментальную группу (ЭГ). И 15 школьников (7-8 лет) с нормальным развитием, они вошли в контрольную группу (КГ).
Для выявления особенностей произвольного внимания мы провели три методики:
- Кольца Ландольта
- Корректурная проба Бурдона
- Таблица Шульте.
На основе этих методик мы изучали концентрацию, устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение внимания, темп психомоторной деятельности, работоспособность и устойчивость к монотонной деятельности.
В ходе анализа полученных данных мы выяснили, что у большинства детей с задержкой психического развития, в отличие от детей с нормальным развития, отмечается снижение темпа работы, потому что их нервная система отличается незрелостью и быстрой утомляемостью.
Также нами было выявлено, что 6 детей (40%) с задержкой психического развития имеют средний уровень устойчивости внимания, а 9 (60%) – низкий уровень устойчивости внимания, и никто из детей с задержкой психического развития не показал высокий уровень устойчивости внимания.
Также у 6 детей (40%) с задержкой психического развития обнаружилось неустойчивое внимание, мы отметили значительные колебания временных результатов при выполнении методики «Таблицы Шульте». А у 9 детей (60%) внимание истощаемое, отметилась тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
А в свою очередь, 100% детей, которые не имеют задержки психического развития имеют достаточную концентрацию внимания, так как они затрачивали время, соответствующее нормативному.
Проводя все методики, мы получили достоверные различия по всем исследуемым параметрам. Мы провели сравнительное исследование с применением критерия Манна-Уитни и проанализировали полученные результаты изучения внимания младших школьников с задержкой психического развития и внимания младших школьников с нормальным развитием. Мы доказали гипотезу, которую мы выдвинули в начале нашего исследования, о том, что у младших школьников (7-8 лет) с задержкой психического развития сформированность произвольного внимания имеет свои особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Игры для развития внимания....
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....
Диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
( Инструментарий: Калинина Р.Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду». – СПб: Речь, 2003 г.))...