ДОКЛАД «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ».
учебно-методический материал на тему

Коломиец Ольга Александровна

            Для развития познавательной,  исследовательской активности у детей, используются различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый,  исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой  ситуации, использование музыки,  предметно-схематические модели, презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» п.Новая Целина

ДОКЛАД

 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ  В ДОУ».

Воспитатель МБДОУ № 4 « Солнышко»

 Коломиец О.А.

п.Новая Целина

2018г.

   Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени образования. То есть, помимо традиционных задач при подготовке ребенка к жизни, детский сад, в настоящее время, учреждение, где реализуются различные программы развития.
       В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Поэтому в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования системы образования выдвигается ориентация на овладение педагогами различных технологий творческого проектирования объектов образовательной деятельности.
Одним из этапов в наработке профессиональной компетентности и повышения своего профессионального мастерства, должна стать проектная деятельность в детском саду.
   Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

        Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий
               Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

        Следует заметить, проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
     Д/с № 4 « Солнышко» , работая по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», также ,использует  и реализовывает метод проектирования в области познавательного развития, а также и в других образовательных областях.

      Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

    Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.  Проблема развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста   весьма актуальна.

Познавательное развитие дошкольников состоит из следующих пунктов:

  • развитие мышления, памяти и внимания; различные виды деятельности; вопросы детей; занятия по развитию логики; развивающие игры;
  • развитие любознательности;
  • развитие познавательной мотивации;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование специальных способов ориентации; экспериментирование с природным материалом; использование схем, символов, знаков.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ должно реализовывать следующие задачи:

1.        Обогащать сознание детей информацией о мире, способствующей формированию кругозора.

2.        Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.

3.        Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить) и познавательное (хочу знать) отношения.

4.        Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности

     Для  формирования и развития познавательных интересов дошкольников необходимы  педагогические условия:

  • создание обогащённой предметно- пространственной среды для начала развития интереса;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • стимулирование проявления положительно - эмоционального отношения.

Проектирование образовательного процесса по формированию познавательного развития дошкольников в ДОУ основывается  из перечисленных этапов:

  • Развитие познавательного интереса к различным областям знания;
  • Развитие исследовательских умений и навыков у детей;
  • Развитие коммуникативных качеств;
  • Развитие  эмоционально-волевой сферы и творческих способностей у детей;
  • Формирование целостного видения картины  окружающего мира;
  • Развитие художественных умений и навыков в продуктивных видах деятельности

            Для развития познавательной,  исследовательской активности у детей, используются различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый,  исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой  ситуации, использование музыки,  предметно-схематические модели, презентации.

В нашем дошкольном учреждении  на протяжении последних двух  лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проектирования образовательного  процесса по разным областям знания, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

       Метод проектов  используется  в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет  также  определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной  активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

      Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

           Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

       Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

         Мы считаем, при развитии познавательных представлений у детей в форме проектного метода, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо   стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.

Презентация. Задачи:1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2.  Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...

ИКТ – как средство развития познавательных процессов и познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Знакомство педагогов с возможностями использования ИКТ на занятиях, во внеурочное время с детьми дошкольного возраста.Показать возможности ИКТ при создании пособий, дидактических игр, подготовке к НОД...