ДОКЛАД «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ».
учебно-методический материал на тему
Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» п.Новая Целина
ДОКЛАД
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ».
Воспитатель МБДОУ № 4 « Солнышко»
Коломиец О.А.
п.Новая Целина
2018г.
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени образования. То есть, помимо традиционных задач при подготовке ребенка к жизни, детский сад, в настоящее время, учреждение, где реализуются различные программы развития.
В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Поэтому в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования системы образования выдвигается ориентация на овладение педагогами различных технологий творческого проектирования объектов образовательной деятельности. Одним из этапов в наработке профессиональной компетентности и повышения своего профессионального мастерства, должна стать проектная деятельность в детском саду.
Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Следует заметить, проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Д/с № 4 « Солнышко» , работая по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», также ,использует и реализовывает метод проектирования в области познавательного развития, а также и в других образовательных областях.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-использование инновационных технологий;
-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
-многофункциональное взаимодействие с социумом.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Проблема развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста весьма актуальна.
Познавательное развитие дошкольников состоит из следующих пунктов:
- развитие мышления, памяти и внимания; различные виды деятельности; вопросы детей; занятия по развитию логики; развивающие игры;
- развитие любознательности;
- развитие познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование специальных способов ориентации; экспериментирование с природным материалом; использование схем, символов, знаков.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ должно реализовывать следующие задачи:
1. Обогащать сознание детей информацией о мире, способствующей формированию кругозора.
2. Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.
3. Формировать позитивное отношение к миру, включающему бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить) и познавательное (хочу знать) отношения.
4. Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности
Для формирования и развития познавательных интересов дошкольников необходимы педагогические условия:
- создание обогащённой предметно- пространственной среды для начала развития интереса;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- стимулирование проявления положительно - эмоционального отношения.
Проектирование образовательного процесса по формированию познавательного развития дошкольников в ДОУ основывается из перечисленных этапов:
- Развитие познавательного интереса к различным областям знания;
- Развитие исследовательских умений и навыков у детей;
- Развитие коммуникативных качеств;
- Развитие эмоционально-волевой сферы и творческих способностей у детей;
- Формирование целостного видения картины окружающего мира;
- Развитие художественных умений и навыков в продуктивных видах деятельности
Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении последних двух лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проектирования образовательного процесса по разным областям знания, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет также определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Мы считаем, при развитии познавательных представлений у детей в форме проектного метода, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой
Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...
Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".
Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....
Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".
Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....
Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.
Презентация. Задачи:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2. Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...
ИКТ – как средство развития познавательных процессов и познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Знакомство педагогов с возможностями использования ИКТ на занятиях, во внеурочное время с детьми дошкольного возраста.Показать возможности ИКТ при создании пособий, дидактических игр, подготовке к НОД...
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...