Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность
методическая разработка на тему

Замышляева Ирина Валентиновна

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность»

Автор: старший воспитатель МАДОУ «ЦРР – д/с №23» Замышляева И.В.

      Приоритетное направление нашего Центра развития ребёнка является – физкультурно-оздоровительное направление. Мы рассматриваем здоровье как душевное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Уровень развития интеллекта и психики – два основных компонента здоровья. Это позволяет нам расширить границы образовательного процесса и перевести его в новое качество. Поэтому в нашей программе «Здоровье» существует направление «Мир человеческой культуры».

  При проектировании задач мы исходили из понимания специальной деятельности, которая сможет обеспечить созидательные возможности ребёнка. Чтобы оформить культурно – детское развитие, мы разработали направления и формы работы:

  1. Духовное воспитание
  2. Возрождение народных традиций;
  3. Художественно – эстетическое развитие;
  4. Создание культурного пространства.

    В детском саду мы широко используем возможности «Русского дома» при посещении которого дети узнают о народных традициях, о национальной культуре, духовно – нравственных идеалах.

    «Музыкальная гостиная» - это дополнительно образование для детей и родителей с тематикой бесед об искусстве, слушании музыкальных произведений, народно – духовной музыки.

    «Рукотворный мир» - предполагает формирование такой позиции у ребёнка, как «Я сам». На этих занятиях ребёнок знакомиться с возможностями человека и самого ребёнка.

    «Я – преобразователь рукотворного мира» - это, освоение навыков плетения, вязания, вышивки, флористики, поделок из солёного теста, батика, витражей, декупажа.

     Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. У нас есть календарь народных праздников.  Кроме традиционных, таких как Масленица, Рождество, Каляда, Пасха мы проводим  Праздник русского валенка, Праздник русской деревни, Играем в свадьбу.

     Мы не забываем и о родителях. Нам не безразлично их признание, одобрение, доверие. Поэтому мы вовлекаем их  в нашу деятельность. Вместе с детьми родители к праздникам, к некоторым проектам выполнили макеты из серии «История Руси»: «Москва - Белокаменная», «Соборы России».

     Мы предлагаем детям знания о самобытном прикладном искусстве в рамках студии «Чудо – кисточка» и студии тестопластики. Помимо программных народных промыслов: Дымки, Гжель, Городец, хохлома, наши дети знакомятся и с другими, например Богородской игрушкой, Майдановской, Каргапольской.

      Сейчас  остро стоит вопрос о русском языке. Речь детей  засорена иностранными и сленговыми словами. Поэтому, ещё одной ступенью в расширении культурного диапазона наших детей, в возрождении русского духа, является привитие вкуса к русской речи.                  

    И творчество А.С.Пушкина как нельзя лучше является средством познания родного языка и отечественной культуры. Поэзия Пушкина даёт детям пример простоты и ясности языка, удивительной красочности образов, эмоциональности  и  динамики. Много в сказках Пушкина разговорных и устно-поэтических оборотов, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских речений. Детям интересно было узнать, что слово «говори», раньше могли произнести как - «молви», «вымолви», обобщение «какая красивая и умная» – «всем взяла», а выражение «это не я» или «я этого не делал» – « не сойти живой мне с места».

  Программа «Мой Пушкин» предполагает знакомство и заучивание сказок, слушание музыки Н.Римского – Корсакова, Глинки и других композиторов, просмотр фильмов, театральных постановок, рисунков.

   Но вместе с тем, мы посчитали себя обязанными проводить борьбу с теми словами, которые засоряют нашу и тем более детскую речь. Мешают нам и детям красиво говорить.

  У нас в детском саду был реализован проект «Бросим умный взгляд на мусор».  Во время осуществления, которого дети собирали  разный мусор, а потом из всего этого создавали эстетический продукт.  Это и коллекция костюмов « Мода с мусорным оттенком», выставка снеговиков «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык?!» и многое другое.

   В этом году мы осуществили проект «Бросим умный взгляд на сорные слова». Для его реализации мы создали «Комнату родного языка».

Где детям читали отрывки из знакомых сказок, инсценировали  их, слушали  сказки  в записи, разучивали  потешки, поговорки. Самые  интересные, исконно - русские  слова дети складывали в «сундучок русских слов».

    В этом проекте дети собирали и слова, которые засоряют нашу речь, мешают нам красиво говорить. Поэтому итогом проекта стало интегрированное занятие «Путешествие по морю-океану в царство славного Салтана». Где дети читали отрывки из уже знакомой и полюбившейся сказки, слушали музыку Н.Римского – Корсакова и в конце занятия запечатали собранные сорные слова в «бочку сорных слов» и пустили её в море – океан, чтобы больше никогда не употреблять их в своей речи.

     Начиная с самого раннего  возраста, дети способны к многоуровневому восприятию и постижению родной культуры. И наша основная цель - учить детей не забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке, литературе и искусстве.

  Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Поэтому в  нашем «Центре развития ребёнка – детском саде №23» городского округа Кинешма одним из приоритетных направлений является «Духовно-нравственное здоровье», которое  включает в себя:

  1. Духовно – нравственное развитие (Целевая программа «Русский дом»);
  2.  Рукотворный мир (Программа «Чудо – ручки» автор Е.Перова, программа «Живопись волшебная страна», студия «Чудо-кисточка», студия тестопластики);
  3. Художественно – эстетическое развитие (Программа «Мой Пушкин», «Весь мир – театр», «Музыкальная гостиная»)

Конечной целью определили: духовно богатый, физически здоровый, эстетически развитый ребёнок.

     Перспективный план работы по этому направлению включает в себя все виды детской деятельности: занятия, беседы, праздники, музыкальная гостиная. Широко используются и  все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.

      Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В детском саду создан календарь народных праздников.  

       Кроме традиционных, таких как Масленица, Рождество, Каляда, Пасха, есть и Праздник русского валенка, Осенины, Синичкин день рождения, Праздник русской берёзки, Играем в свадьбу.

       В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. При чём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей целостности и многообразии.

   Развитие представлений о самобытном декоративно – прикладном искусстве происходит на занятиях в изостудии «Чудо – кисточка» и студии тестопластики. Там дети не только знакомятся с народным промыслом Дымки, Гжели, Городца и Хохломы, но и сами осваивают различные техники декоративного искусства. А какие удивительные выставки бывают в нашей галерее детского творчества «Мир глазами детей»: «Русские народные росписи», «В гости к барышне», «На ярмарку», «Золотая хохлома» и др. Выставки детских работ всегда оставляют незабываемые впечатления и море позитивных эмоций.

      В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников. Развитие взаимопонимания, доверия, одобрения, признания, вовлечения в орбиту жизнедеятельности детского сада – вот цель нашего сотрудничества. Родители вместе с детьми выполнили макеты из серии «История Руси»:

 «Москва-Белокаменная», «Деревенька».

    К празднику «Вечер в русской деревне» родители вместе с детьми сами готовили  костюмы: девочки расписывали кокошники, а мамы шили для них сарафаны и косоворотки для мальчиков. С какой гордостью выступали в них маленькие  артисты.  

    На Празднике русского валенка родители  показали  детям  театр – валенка. Родители сами выполнили  сказочных героев и инсценировали сказку «Чудо-валенок».

       В рамках нашего детского сада проводился проект «Бросим умный взгляд на мусор». В ходе, которого дети учились не только решать экологические проблемы и беречь окружающий их мир, но и превращать мусор в красивые вещи. Так была создана коллекция костюмов «мода с мусорным оттенком», выставка снеговиков: «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык?!» и многое другое. 

       На основе этого проекта реализовался другой проект: «Бросим умный взгляд на сорные слова». В наше время речь детей сильно засорена иностранными и сленговыми словами. Именно поэтому, ещё одной ступенью в расширении культурного диапазона наших детей, в возрождении русского духа, является привитие вкуса к русской речи.                  

    Творчество А.С.Пушкина как нельзя лучше является средством познания родного языка и отечественной культуры. Поэзия Пушкина пленяет детей простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью и  динамикой. Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. Много в сказках Пушкина разговорных и устно-поэтических оборотов, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских речений: «всем взяла», «не к добру», «не сойти живой мне с места» и др.  

    На занятиях, в беседах, в совместной деятельности ребята познакомились с детством поэта, с его сказочными героями. Вместе с этими героями инсценировали отрывки из пушкинских сказок и соревновались в их знании, читали отрывки из любимых сказок.

           Вместе с ребятами мы смастерили  «сундучок русских слов». В него дети вместе с воспитателями собирали старинные, исконно – русские слова, такие как: светлица, сени, утварь, терем и многие другие.  Знакомились с их значением, подбирали  к ним синонимы из современной лексики. А также  у нас появилась «бочка сорных слов». В неё дети складывали те слова, которые засоряют нашу речь, мешают нам красиво говорить. Итогом этого проекта, было интегрированное занятие «Путешествие по морю-океану в царство славного Салтана».

   Дети читали отрывки из уже знакомой и полюбившейся сказки, слушали музыку Н.Римского – Корсакова и в конце занятия отпустили бочку с сорными словами в море – океан, чтобы больше никогда не употреблять их в своей речи.

   Также для восстановления наших истоков, исторических корней и возрождения русского духа,  в  детском саду создана  «Комната родного языка».  Здесь дети не только разучивают, инсценируют  уже известные сказки,  потешки, поговорки, но и придумывают свои.

    А кто, как ни ребёнок может правдиво и искренне рассказать  сказку, в которую безоговорочно верит, где всё  заканчивается хорошо, и добро побеждает зло. Начиная с самого раннего  возраста, дети способны к многоуровневому восприятию и постижению родной культуры. И наша основная цель - учить детей не забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке, литературе и искусстве.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание патриотизма и духовной нравственности через ознакомление с культурными традициями родного Отечества и многообразие песенного репертуара».

Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формирования гордости за тот город, село, в котором вырос, где проходят годы учёбы и труда.Духовно-нравственное и...

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду....

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду.В до...

«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»

В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравственных норм...

«Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»

laquo;Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в современном воспитании»...

РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...