родительское собрание Ребенок и природа
классный час (старшая группа) на тему

Киреева Наталья Олеговна

Программа проведения родительского собрания

Тема: Ребёнок и природа

Цель родительского собрания: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Воспитатель приветствует родителей, объявляет тему собрания.

Выступление воспитателя.

«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» — так писал В. А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребенка. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяет интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. это создает благоприятные условия для развития логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.

Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка.

Прежде всего мир природы служит материалом для обогащения и активизации словаря ребенка. На занятиях в детском саду, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названием предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Дети пятилетнего возраста уже знают такие понятия, как времена года, фрукты, овощи, зимующие и перелетные птицы, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, деревья, кустарники, рыбы.

С целью развития речи детей на основе восприятия природного окружения в детском саду проводятся:

  • Занятии;
  • Наблюдения за природными явлениями в уголке природы;
  • Экскурсии;
  • Игры – экспериметы;
  • Беседы о природе;
  • Обучение детей составлению рассказов о природных явлениях и предметах;
  • Чтение художественной литературы о природе.

 Экологическая разминка «Найди лишний предмет»

Большое внимание для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру, а вы можете более простые варианты использовать для игры с ребенком дома, по дороге в детский сад, гуляя на улице.

Воспитатель предлагает родителям выбрать один лишний предмет из четырех. Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию. Для игры берутся экологические категории, например:

  • Яблоко, арбуз, банан, мандарин (фрукты – ягода).
  • Дуб, ель, акация, береза (деревья – кустарник).
  • Воробей, голубь, ласточка, синица (зимующие птицы – перелетная птица).

 Как проводить экологические эксперименты дома.

Воспитатель рассказывает родителям о пользе экспериментирования для познавательного развития ребенка и приводит несколько примеров экологических экспериментов. (Родители получают распечатанные варианты экспериментов).

«Как растение ищет свет?»

Для опыта понадобиться домашнее растение.

Предложите ребенку поставить растение у окна на три дня. Потом необходимо развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три дня.

В ходе опыта листья будут поворачиваться к окну.

Вывод: растению необходим свет для здорового роста. Листья движутся за светом. Это движение называется фототропизмом.

«Почему в океане нет зеленых растений на глубине больше 100 метров?»

Для опыта понадобятся: два маленьких одинаковых растения в горшочках.

Вместе с ребенком поместить одно растение на солнце, а другое в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Через неделю сравните их цвет. Растение, которое было в шкафу, стало бледнее и завяло.

Вывод: для здорового роста необходим солнечный свет. Под действием света вырабатывается хлорофилл, он зеленого цвета. На глубину больше 100 метров не проходит солнечный свет, значит, там не может быть зеленых водорослей.

 «В родительскую копилку».

Воспитатель знакомит родителей с комнатными растениями (демонстрируя образцы), которые оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, рекомендует разместить их в детской комнате.

Детская комната – самая многофункциональная комната в квартире. Здесь ребенок спит, играет, занимается. Поэтому подходить к выбору растений надо очень серьезно и основательно. Главное правило – прежде чем разместить в детской комнате растение, убедитесь, что оно не имеет острых шипов, колючих листьев, вредных ароматов, ядовитых плодов.

Хлорифитум – обладает потрясающи очистительным эффектом, поглощает формальдегиды. Растение очень неприхотливо в уходе.

Комнатная герань – этот цветок вырабатывает полезные соединения, которые благотворно воздействуют на здоровье человека при стрессах, неврозах, бессоннице.

Лавр – небольшой вечнозеленый кустарник, выделяющий вещества, которые убивают вирусы и бактерии.

Все виды цитрусовых обладают бактерицидными свойствами.

Драцена – ее можно отнести к самым мощным зеленым фильтрам. Она способна поглощать такие яды, как бензол, формальдегид и обеззараживать их.

Нельзя размещать в комнате у ребенка следующие растения:

  • Диффенбахию – в листьях растения содержаться ядовитый сок.
  • Олеандр – все части растения ядовиты.
  • Примулу обратноконическую – листья вызываю аллергию.
  • Юкку алоэлистную – листья имеют острые края.

О друзьях наших меньших. Значение домашних животных для нравственного воспитания ребенка.

Вы уверенны, что не хотите иметь дома никаких зверей? А ваш ребенок имеет на этот счет другое мнение, и с ним нужно считаться. Попробуйте понять, может, то, что вы принимаете за каприз, на самом деле – заветная мечта вашего ребенка. Понаблюдайте за своим малышом, много ли у него друзей, во что он любит играть. Необщительному, замкнутому ребенку четвероногий друг необходим более чем кому – либо другому. Ведь общение с животными нужно не только для игр, но и для поддержания эмоционального равновесия. Ответственность за живых существ воспитывает в детях такие качества, как доброта, открытость, позитивное отношение к миру. Если вы не готовы завести собаку или кошку, может, вам стоит пойти на компромисс и подарить ему хомячка, птичку, морскую свинку или черепаху.

В нашей группе есть семьи, которые готовы рассказать про своих домашних питомцев. Возможно, их рассказы помогут принять решение тем, кто еще только думает завести животное.

(несколько семей рассказывают о своих любимцах, показывают их фотографии, рассказывают про привычки, про общение ребенка с животными).

 Викторина «Крылышки и лапки».

Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине про насекомых. Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.

  1. Сколько лап у паука? (восемь).
  2. Летает, порхает, забот не знает. (бабочка).
  3. Самое трудолюбивое насекомое (муравей).
  4. Она делает самую сладкую работу (пчела).
  5. Она лето красное пропела (попрыгунья – стрекоза).
  6. У нее так много ножек, что не сшить на них сапожек (сороконожка).
  7. Она по полю шла, шла и денежку нашла (Муха – Цокотуха).
  8. Кого подковал левша? (блоху).
  9. У нее на красной спинке очень черные снежинки (божья коровка).
  10. Он жужжит, жужжит, жужжит, над полянкою кружит (жук).

 

 

Список литературы

  1. Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. – М., 2010
  2. Родительские собрания в ДОУ. /Методическое пособие/. О.Л. Зверева. Т.В. Кротова. М., 2009.
  3. Родительские собрания в детском саду. /Учебно – методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. М., 2008.
  4. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. Л.Е. Осипова. М., 2008.
  5. Опыт проведения родительских собраний. Г.Е. Трофимова. // Ж. Управление ДОУ. № 3, 2008.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ребенок и природа17.93 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Природа и дети"

Цель родительского собрания:Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;Повышать авторитет педагога в глазах родителей;Реализовывать единый подход к воспитанию и обучению ...

Родительское собрание "Ребенок и природа"

Воспитание любви к природе....

Родительское собрание-КВН ТАЙНЫ ПРИРОДЫ

сценарий родительского собрания...

Нетрадиционное родительское собрание «Играя, познаем природу»

Обсуждение с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного возд...

Родительское собрание "Войди в природу другом"

Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, ут...