Проект "Никто не забыт, ни что не забыто"
проект (старшая группа) на тему
Проект "Никто не забыт, ни что не забыто" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_k_9_maya_na_konkurs.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
(посвященный празднованию дню Победы в
Великой Отечественной войне)
1.Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы объединяет людей разных поколений, этот праздник понятен и детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и, вместе с тем, день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается от поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
В МБДОУ «Детский сад №5 «Степнячок» (старшая группа) для реализации вышеуказанных задач разработан проект «Никто не забыт, ни что не забыто».
2. Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области
Место проведения: старшая группа «Ягодка»
Адрес: 461551, Оренбургская область Акбулакский район, п. Акбулак, ул. Степная. д. 54 «А»
- Тип проекта:
По времени проведения: долгосрочный;
По числу участников проекта: групповой;
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, с участием социума
Участники проекта: дети, родители, педагоги, сотрудники детской районной библиотеки, сотрудники Акбулакского музея им. И. Редько
Возраст детей: 5-6 лет
Сроки проведения: с 15 апреля по 11 мая 2019 года.
Автор проекта: Наталья Николаевна Хакимова – воспитатель высшей категории.
3.Актуальность, цель и задачи проекта.
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа строится с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом Российского народа, земляков в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, малой Родины, чувство гордости за свой народ.
Задачи:
- Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания, через различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашего поселка, края, страны через восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Активизировать развитие у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности через проектную деятельность.
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Способствовать построению диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника посредством привлечения родителей.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Постановка цели
- Поиск форм реализации проекта
- Разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды
- Определение направлений поисковой и практической деятельности
- Организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой, практической деятельности
- Работа над отдельными частями проекта, коррекция
- Коллективная реализация проекта, его презентация.
- Анкетирование родителей
- Создание проблемной ситуации для детей по теме проекта.
- Составление схемы – конспекта размышлений детей на тему «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»
- Запись вопросов, проблем, на тему «Что бы я хотел узнать о ВОВ?»
- Предположения, гипотезы, идеи, предложения детей, как и откуда будем добывать информацию
- Предложения о том, как нам в поисках могут помочь родители.
- С каким предметами, оборудованием, приспособлениями придётся научиться работать для достижения цели
- составление плана деятельности
- организация сотрудничества с родителями
- подбор литературных произведений о войне
- подбор музыкальных произведений на военную тему
- подбор танцевальных композиций
- подготовка цикла бесед о ВОВ
- разработка сценария праздника
2 этап – основной, практической реализации
2 этап - Этап реализации проекта:
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные |
Организационный этап | |||
1 | «Ответственность поколений» - знакомство педагогического коллектива и родительской общественности, для введения в тему и задач предстоящих мероприятий, с целью формирования понимания важности реализации данного проекта в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. | 15-19 апреля | воспитатель Н.Н. Хакимова |
2 | Оформление в старшей группе ДОУ: - Стенд «Расскажите детям о войне» - Интерьер зала ко Дню Победы | 19-26 апреля | Муз. руководитель М.В. Хныкина , воспитатель Н.Н. Хакимова |
3 | Открытие рубрики на сайте ДОУ «Земляки - герои» | 26- апреля | воспитатель Н.Н. Хакимова |
Работа с детьми | |||
1 | Участие в организации, проведении тематических мероприятий всех уровней, посвященных Победе в Великой Отечественной войне | В течение месяца | Воспитатели группы |
2 | Участие в создании тематических альбомах по группам: «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Акбулак в годы Великой Отечественной войны», «Улицы Акбулака в честь героев ВОВ», «Памятники Акбулака в честь праздника Победы», «Слава героям-землякам!» | В течение проекта | Воспитатели группы |
3 | Беседы о войне, фронтовиках, детях войны: - «Что такое героизм» - «Дети в годы войны» - «Мы помним героев» - «На привале» (беседы о военных профессиях) - «Боевая слава нашего народа» | В течение проекта | Воспитатели группы |
4 | Организованная образовательная деятельность - Проведение с детьми тематических занятий о Великой Отечественной войне - Поисковая работа с детьми и родителями по подбору иллюстративного материала по теме «День Победы». | В течение проекта | Воспитатели группы |
5 | Чтение художественной литературы: Алексеев С. Наташка. Три приятеля с Волхонки. Геннадий Сталинградович. Семь потов. Праздничный обед. Таня Савичева. Шуба. Бронзой поднялся в небо. Три автомата. - Балл Г. Зелёная шишка. - Баруздин С. Шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории Советской армии) - Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша (в кн. "О смелых и умелых"). (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу) - Георгиевская С. Галина мама. (в небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести) - Герман Ю. Вот как это было. (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду.) - Драгунский В. Арбузный переулок. (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.) - Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов. - Иванов А. Как Андрейка на фронт бегал. - Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники. - Лавренев Б. Разведчик Вихров. - Лободин М. Кусочек блокадного хлеба. - Минчковский A. Гвардии Ион. (в кн. "Про других и про себя".) - Митяев А. Носов и Назе. (в кн. "Письмо с фронта".) - Нижний Л. Золотые руки. (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам) - Орлов О. Юнга Лялин. (в кн. "Глобус адмирала".) - Осеева В. Андрейка. (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы) - Панова В. Сергей Иванович и Таня. - Пантелеев А. Главный инженер. - Паустовский К. Стальное колечко. (Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.) - Платонов А. Никита. (О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.) - Туричин И. Сердце солдата. Защитники. Земляника. Сапоги. Маришкина пушка. - Федоренко П. Компас Павлика Рыбакова. - Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".) - Шишов А. Лесная девочка. (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.) - Рассказ о войне «О блокадном Ленинграде», - Рассказ о войне «О мальчике Тишке и отряде немцев» Стихи о дне победы Выставка книг в группах | В течение проекта | Воспитатели группы |
6 | Создание в группе тематический уголок: - «Никто не забыт и ничто не забыто», - «Слава героям-землякам! «, - «9 мая - день Победы» | 29-30 апреля | Воспитатели группы |
7 | Посещение музея | 4-6 мая | Педагоги старшей, группы, родители |
8 | Тематические досуги, праздники - Проведение праздничных мероприятий для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне - «Парад!» (обще садовский, совместно с родителями) Музыка Разучивание песен:
Слушание песен военных лет
Слушание песен о войне и мире
Разучивание танцев и музыкально – ритмических композиций
| В течение проекта | Муз. руководитель, Воспитатели группы |
9 | Организация совместного с детской библиотекой, познавательного досуга по страницам истории ВОВ. | В течение проекта | Воспитатели группы, Сотрудники детской библиотеки |
10 | Вернисажи, конкурсы рисунка и плаката: - Оформление «Ленты памяти» с фотографиями памятных моментов ВОВ; - «Мир без войны» - Изготовление праздничных открыток и рисунков к 9 Мая | 22-30 апреля | Воспитатели группы |
Работа с родителями | |||
1 | Акция «Георгиевская ленточка»: «Повяжи, если помнишь!» Акция «Красная гвоздика!» | Май | Воспитатели |
2 | Оформление тематических семейных ЛЭП буков «В нашей семье есть герой», «История семьи – история страны» | В течение проекта | Воспитатели группы, родители |
3 | Создание в группе: - стендов, буклетов о Великой Отечественно войне, - рекомендации, советы, консультации: «Расскажите детям о Великой Отечественной Войне и о Победе», «Как рассказать ребенку о войне» | В течение проекта | Воспитатели группы, |
3 этап – заключительный
Результативность и эффективность проекта:
Дети:
- Повышен уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
- Дети знакомы с основными датами ВОВ.
- Ребята имеют представления о военных техники, о родах войск армии в годы ВОВ,
- Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
- Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».
- Дети имеют представление об истории памятных мест родной страны, малой Родины - Акбулак.
- Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.
- Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Родители:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Педагог:
- Осуществляет инновационную деятельность.
- Повышает профессиональный уровень.
- Диссимиляция педагогического опыта.
- Пополнение материалом о Великой Отечественной войне в группе
Методический продукт по проекту:
- дидактические, настольные игры,
- игрушки, атрибуты
Методы проекта:
- системный подход через интеграцию различных видов детской деятельности по единой теме.
- наблюдение,
- совместные игры,
- познавательные игровые занятия (ОД),
- сюжетные игры,
- концерты,
- исследовательская деятельность.
Метод коллективного проектирования позволяет оптимизировать управление педагогическим процессом. Доказывает, что личность каждого участника этого процесса самоценна, что каждый специалист имеет собственный жизненный и профессиональный опыт, отличается своеобразным восприятием образовательного пространства. Умение пользоваться этим методом – показатель высокой квалификации педагога, его способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, а также в какой-то степени влиять на окружающую действительность, таким образом, реализуя свою собственную гражданскую позицию.
Инновационная работа позволяет:
- овладеть способами коллективной мыследеятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса;
-освоить алгоритм постановки цели и поэтапного создания проекта, исходя из интересов и возрастных особенностей, воспитанников;
-объединить усилия всех субъектов педагогического процесса с целью реализации проекта.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках педагогического процесса ОУ с детьми - в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной работы по теме проекта; с родителями – в условиях сотрудничества, заинтересованности, объединения усилий и стремлений.
Наибольшее значение имеет интеграция образовательных областей.
При работе с детьми учитываются возрастные особенности, физическое и психическое развитие детей, индивидуальные особенности детей. Данный педагогический опыт социально значим, так как непосредственно связан с обществом, с отношением к окружающему миру, к людям, к стране в целом. Проводя работу в этом ключе, мы помогаем детям войти во взрослый мир с уже сформированными задатками. Ребёнок в подготовительной группе уже способен понимать важность праздника Дня Победы, проявлять своё отношение к этому событию.
Целевая аудитория, ресурсное обеспечение
Участниками данного проекта стали дети 5-6 лет, воспитанники старшей группы, а также педагоги группы, музыкальный руководитель МБДОУ № 5 «Степнячок», работники районной детской библиотеки и сотрудники районного музея им. И. Редько
Ресурсное обеспечение | |||
Методические | Информационные | Кадровые | Материально-технические |
-методическая литература -наглядные, дидактические пособия | -интернет -сайты дошкольного образования -видеозаписи | - 2 воспитателя - музыкальный руководитель - 2 работника районной детской библиотеки - 1 сотрудник районного музея им. И. Редько | - ноутбук - CD-диски -мультимедийная установка - DVD -телевизор -принтер - фотоаппарат - детские музыкальные инструменты |
Использованная литература
- Виноградова Н. Ф., Дошкольникам о родной стране, ISBN 978-5-09-018498-4; 2009г
- Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
- Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду, Ред. Любовь Кондрыкинская, Сфера, ISBN 978-5-9949-0307-0; 2010 г.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет, Мозаика-Синтез, ISBN 978-5-86775-556-0; 2010 г.
- Зеленова Н. Г., Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. ISBN 978-5-98527-067-9; 2011 г.13. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
- Казаков А. П., Т. А. Шорыгина. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. ISBN 978-5-9128-070-5, 978-5-296-00986-9; 2011 г.
- Каплунова И., И. Новоскольцева.Я живу в России (+ 2 CD), Изд.- Композитор - Санкт-Петербург, 2008 г.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. ISBN 978-5-9949-0346-9
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, ISBN 978-5-89814-516-3; 2010 г.
- Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.
- Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игра - путешествие «ПО ФРОНТОВЫМ ДОРОЖКАМ»
На участке детского сада распределены станции, которые проходят дети, следуя своему маршруту. Каждая группа получает свой маршрутный лист и начинает двигаться по заданному направлению. Путешествие сопровождается звучащими песнями о войне.
«ПОЛЕВАЯ ПОЧТА»
Заранее нарисованные рисунки о войне дети учатся складывать треугольниками, как фронтовые письма. «Военный почтальон» ставит печать и складывает письма в сумку, после чего эти рисунки отправляются ветеранам в подарок.
«ПОЛЕВАЯ КУХНЯ»
Самая любимая станция. Здесь детей встречают военные повара, угощают гречневой кашей, тёплым чаем.
«ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ»
Ребят встречает баянист, исполняющий военные песни. Коллектив детского сада принимает активное участие в исполнении песен, ребята знакомятся с песнями военных лет, подпевают, танцуют военный вальс.
«ПОЛЕ БОЯ»
«Военный комиссар» предлагает окунуться в зону боевых действий: «сбить вражеский танк», «пробежать по минному полю». Ребята проявляют ловкость, смелость и быстроту.
«МЕДСАНБАТ»
Девочки с удовольствием «лечат раненых бойцов». Разворачивается сюжетно – ролевая игра.
«МИРУ - МИР»
Детям предлагается мелками на асфальте изобразить, какой они видят мирную жизнь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Дети входят в зал под музыку.
Цель: воспитание патриотизма, воспитание уважения и почитания памятных дат нашей великой истории.
Задачи:
- показать значимость праздника
- поощрять исполнительскую деятельность детей.
- воспитывать уважительное отношение к ветеранам.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, дети! К какому празднику готовится страна? Вся наша страна готовится к празднику Великой Победы:
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны:
Ведь скоро праздник – День Победы,
Счастливый, светлый день весны!
Ребёнок: Скоро праздник. И для деда
Я учусь писать: «Победа».
Трудно мне писать пока:
Очень устаёт рука,
Буквы ровно не встают,
Легче рисовать салют!
Защитил страну мой дед.
Загорайте, сто ракет!
Становитесь, буквы в строй!
Мир принёс мне дед герой.
Празднуем победу с ним,
Новых войн мы не хотим!
Ребёнок: Я знаю от папы, я знаю от деда,
Девятого мая пришла к нам Победа.
Тот день весь советский народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал.
Ведущий: В этот день более 75лет назад закончилась Великая Отечественная война над фашистской Германией. Каждый год, как радостный праздник, люди встречают этот день. Прошло много лет, но все помнят эту знаменательную дату и торжественно её отмечают.
Девочки исполняют композицию с цветами
Девочка: За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
Дети дарят цветы почетным гостям. Звучит музыка.
Ведущий: Путь к победе был трудным и долгим. Вся огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день бойцы уходили на фронт, чтобы защищать нашу Отчизну.
Звучит песня «Священная война» показ слайдов.
Ведущий: Во многих семьях сохранились солдатские треугольники - письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой.
В центр зала входят мальчик и девочка. В руках у них фронтовые письма, свёрнутые треугольником. Они разворачивают и читают письма по очереди.
Мальчик: Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой.
Завтра утром – снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать.
Обниму вас, наконец,
До свиданья, твой отец.
Девочка: Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ведущий: За Днепр и Волгу
Шли солдаты в бой.
Сражался каждый за край родной,
За каждый город, каждое село,
За всё, что на моей земле росло!
За детский садик и за светлый класс,
За мир и счастье каждого из нас!
Ребёнок: И мы приходим с яркими цветами
Туда, где наш солдат лежит,
И вечный огонь, как память,
Всегда озаряет гранит.
Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филипенко, сл. Д. Чибисова)
Ведущий: Вечная слава героям!
Все: Вечная слава!
Ребёнок: Вспомним всех поимённо, вспомним героев своих-
Это нужно не мёртвым. Это нужно живым!
Ребёнок: Вспомним гордо
Погибших солдат в борьбе,
Наш долг – не забывать никогда о войне.
Ведущий: Почтим память героев минутой молчания……
Минута молчания
Ведущий: На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки.
Показ слайдов, сопровождается текстом.
На борьбу с врагом поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии, но и дети. До войны это были самые обыкновенные мальчишки, учились, помогали старшим, играли – бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их в имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. На их детские плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, были смелыми и бесстрашными. Они сражались повсюду – на море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков и Валя Котик. Каждый из них совершил свой подвиг, но героически погиб в бою. Родина удостоила их званиями героев. Мы помним их имена.
Сегодня наши мальчики учатся быть смелым, мужественными, стойкими, достойными защитниками своей Родины.
Мальчики выполняют перестроения под песню «НАША АРМИЯ»
Ведущая: Люди не теряли веру в победу, даже в самые тяжёлые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» - эти слова звучали повсюду. И вот наступил день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна ликовала! На улицах пели, танцевали, незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости. Так наступил День Победы! С тех пор каждый год 9 мая мы отмечаем Праздник Великой Победы. В этот день отдают дань памяти у мемориалов воинской славы, на могилах погибших воинов, а также проводят Парад Победы, приветствуя ветеранов Великой Отечественной Войны. И сейчас в их честь прозвучит песня «Когда Ветераны идут на парад».
Песня «Когда Ветераны идут на парад» в исполнении детей
1 ребёнок: Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
2 ребёнок: Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над соей головой.
3 ребёнок: Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
4 ребёнок: Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
5 ребёнок: И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
«День Победы!» Песня в исполнении взрослых
Ведущий: Поздравляем всех с Великим праздником – Днём Победы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Песни грозовых лет
ЦЕЛЬ: Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной войны.
ЗАДАЧИ:
Формировать представление о жанре «песня».
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить с патриотической песней, с творчеством композитора А.В.Александрова.
Учить различать средства музыкальной выразительности.
Музыкальный репертуар: «Священная война» муз.А.В.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.
ХОД:
- Сегодня мы с вами продолжим беседу о музыке. Мы знаем, что музыка может быть разной: радостной, и грустной, доброй и злой, нежной и суровой.
Мы поговорим с вами о музыке, которая помогала людям в тяжелые дни
Великой Отечественной войны. Много музыкальных произведений появилось в те далекие, тяжелые дни. И все они относятся к разным жанрам музыки.
Давайте вспомним, какие жанры вы знаете?
ДЕТИ. Песня, танец, марш.
-Как вы думаете, какой из жанров мог поддержать защитника Отечества, идущего в бой за Родину?
ДЕТИ. Песня.
-Правильно! Ведь в пенсе есть слова и есть музыка, которая тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о войне. Но дошли до нас самые лучшие, которые пели и стар, и млад, и на фронте, и в тылу. Песни – они, как друзья в беде и в радости. С самой главной песней мы познакомимся сегодня. В первые дни войны родилась песня «Священная война». Музыку сочинил известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач. Большая сила и энергия в чеканном ритме и фанфарных ходах мелодии превращают эту песню в величественную песню- гимн / исполняется запев и припев/. Решительное движение мелодии вверх по звукам тонического аккорда звучит как суровый призыв / звучит начало запева/. Какая музыка по характеру?
ДЕТИ. Тяжелая, торжественная, похожая на марш.
-Верно! Энергичная мелодия и аккордовое сопровождение, четкий ритм придаёт ей черты марша /исполняется только запев/:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой…
Первое слово «Вставай» в песне звучит очень длинно. Звучит, как приказ. И, как мольба. Оно очень громкое, это «Вставай!». Потому что наша страна очень большая. И нужно было докричаться до всех, чтобы все услышали. Слово «огромная» тоже поётся так, чтобы в нём ощущалась действительно огромная страна. «Огр-о-о-мная!» /слово произносится вместе с детьми, разводя руки широко в стороны/. Даже зябко становится от этого слова. И ритм этой песни, как ритм сердца /исполняется припев/
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
-Как вы думаете, характер изменился или остался прежним в этих строках?
ДЕТИ. Музыка стала светлее. Не тяжёлая.
- Молодцы! Действительно, появление светлой музыки взамен тяжёлой в начале припева делает звучание ярким и подъёмным /минор- мажор /. А что же происходит дальше на слова: Идёт война народная, Священная война.
ДЕТИ. Опять марш. Застучало, как сердце.
-Верно, ритм в этих музыкальных строках похож на поступь армии, её полков и дивизий. Если бы было установлено звание «песня- герой», то одной из самых первых это звание получила бы песня «Священная война».
Давайте послушаем эту песню /звучит грамзапись/. В дни войны песня была и оружием, и паролем, и мечтою, и клятвой. Ни один вид искусства не может объединить людей так, как это делает песня. А.В. Александров написал немало песен. Этот композитор является основателем всемирно известного Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской армии. Артисты этого ансамбля выезжали на поля сражений и давали концерты для солдат и офицеров. Песни не награждались орденами, но для нашей Победы они делали очень и очень много.
В следующий раз мы вновь отправимся по нелёгким фронтовым дорогам и познакомимся с песнями, которые согревали сердца наших защитников. Это песни о верности, любви и дружбе.
Лирические песни фронтовых дней.
Задачи: Продолжать знакомить с лучшими лирическими песнями военных лет. Познакомить с музыкальным инструментом – гитарой.
Развивать эмоциональную отзывчивость, учить различать смену настроений.
Знакомя с лирическими песнями военных лет, рассказать верности и дружбе.
Развивать умение анализировать.
Ход:
- Сегодня мы вновь от правимся по фронтовым дорогам. Но прежде давайте вспомним, с каким композитором мы познакомились в прошлый раз.
ДЕТИ. С Александром Александровым.
- Правильно. Кто может напомнить, как называется песня, которую мы слушали?
ДЕТИ, «Священная война».
-Верно, а какая это песня?
ДЕТИ. Торжественная, военная.
-Действительно, эта песня патриотическая. Пели её хором, громко, торжественно. Сегодня мы продолжим беседу о военных песнях, но они другие: звучат тихо, задумчиво, а называются такие песни- лирические. Много таких песен звучало во время Великой Отечественной войны, но познакомимся мы с самыми лучшими из них. Самая любимая песня – «В землянке», давайте послушаем /звучит грамзапись/. Исполняется эта песня под аккомпанемент гитары – гитара и гармонь были всегда рядом с солдатами, и они в минуты отдыха пели свои любимые песни. Понравилась вам эта песня? /ответы/ Давайте поговорим о характере этой песни. Какая она?
ДЕТИ. Нежная, спокойная, добрая, ласковая, задумчивая.
- Какие вы молодцы! Песня, действительно, задумчивая, размышляющая. В ней слышатся интонации сожаления. Давайте послушаем ещё одну песню, которая называется «Тёмная ночь». Написал эту песню композитор Никита Богословский /звучит песня/… В этой песне тоже слышны интонации грусти, печали, тоски по родному дому, по любимым людям. Удивительно то, что в немыслимых ураганах бомбёжек, грохоте войны, в ежедневном рёве танковых и авиационных моторов эти песни были хорошо слышны. Было в них что-то такое, что перекрывало этот грохот, рёв и гул. Я открою вам один секрет. Всё дело в том, что наши песни наполнены высочайшей человечностью, несмотря на всю их непримиримость к врагу. Ведь они были песни мирных людей, одетых в военную форму. Враг посягнул на их землю, мечты, любовь, на их Родину. Все поднялись на защиту, давая отпор врагу. Этим люди жили во время войны, об этом и пели…Послушаем ещё одну песню «На солнечной поляночке», муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова. Песни были самые разные: задумчивые и весёлые, тихие и грозные, печальные и шуточные. Для вас, да и для всех людей эти песни- далёкая история, которую мы не должны забывать. Эти песни пришли к нам от наших дедов и прадедов, и мы храним их в памяти с гордостью и благодарностью. В следующий раз мы вновь отправимся в путь по военным дорогам и познакомимся с «прощальными» песнями. А почему они так называются, вы узнаете в следующий раз.
Прощальные песни, или Долгая дорога войны.
Задачи: Продолжать знакомить детей с песнями военных лет.
Учить различать их характер и настроение.
Развивать представление о выразительных средствах /тембр, динамика/.
Поддержать желание передавать в движении характер и настроение музыки.
Музыкальный репертуар: «Вечер на рейде» М.В. Соловьёва-Седого, сл. Л. Ошанина, «Дороги» М.А. Новикова, сл. Л. Ошанина, «Огонёк» М. М. Блантера. сл. М. Исаковского
Ход:
-В прошлый раз мы познакомились с лирическими песнями Великой Отечественной войны. Давайте вспомним их названия.
ДЕТИ. «В землянке», «На солнечной поляночке», «Тёмная ночь».
-Ребята, а какая из этих песен вам запомнилась больше всего? /дети высказывают своё мнение, и большинством голосов выбирается песня для повторного прослушивания/. О чём были все эти песни?
ДЕТИ. О дружбе.
-Правильно! Ещё эти песни о верности и любви. Сегодня мы продолжим наш путь по фронтовым дорогам вместе с песнями. Представим, что между боями есть небольшая передышка, и пехотинцы, сидя на привале запели.
/Дети рассматривают иллюстрацию, звучит а капелла/.
На позиции девушка
Провожала бойца.
Тёмной ночью простилася
На ступеньках крыльца…
Каждый солдат напевал эту песню, вспоминал свой дом, свою любимую.Вот моряки, стоя на палубе своего военного корабля, вдруг затянули песню. Звучит она спокойно, а в памяти всплывают дни мирной жизни.
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
Кто может сказать, какие это песни по характеру?
ДЕТИ. Добрые, печальные, нежные, грустные.
-Верно. Эти песни полны грусти, тоски. Заметили, какое слово повторялось в этих песнях? /если дети затрудняются с ответом, можно повторить строки со словами «прощай», «простилался» /.
ДЕТИ. Прощай!
-Верно. Такие песни называются прощальные. Таких песен было очень много. «Прощай», «до свидания», «прощайте» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты. Над нею кружили вражеские самолёты. Эта дорога проходила по изрытым взрывами полям и обгоревшим лесам. Упиралась в горы, которые нужно было штурмовать, в реки, которые нужно было форсировать, проходила через города и сёла, которые нужно было отбирать у врага. И пока враг сопротивлялся, дорога была тяжёлой и трудной. Шли солдаты в летний зной и в зимнюю стужу. Шли навстречу пулям и огню. До самой Победы. И про эти дороги была написана песня:
Эх, дороги,
Пыль да туман,
Холода тревоги,
Да степной бурьян.
Звучит песня «Дороги» муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина . Какая эта песня по характеру?
ДЕТИ. Грустная, уставшая, прощальная.
-Верно. Эта песня полна усталости и тяжести разлук. Сколько тягот и лишений пришлось пережить нашим воинам, чтобы однажды услышать долгожданную песню: …Эй, встречай,
С Победой поздравляй,
Белыми руками
Покрепче обнимай.
Какой характер у этой песни?
ДЕТИ. Весёлый, радостный.
-Правильно. Ведь эта песня полна счастья: война закончилась. Победа! На площадях и улицах люди пели под гармонь, звучали военные оркестры, а если на улицах были видны слёзы, то это были слёзы радости и счастья. Давайте представим счастье, которое охватило людей, и весело попляшем.
/звучит «Смуглянка» муз. АНовикова, сл Шведова в исполнении ансамбля имени Александрова, дети пляшут, используя знакомые движения/.
В следующий раз мы познакомимся с песнями- «памятниками».
Звучащие песенные памятники / песни о войне, написанные после неё/.
Задачи: Познакомить с песнями о войне, созданными после Победы.
Продолжать анализировать содержание песни.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Показать взаимосвязь поэзии и музыки.
Познакомить с творчеством певца Марка Бернеса.
Музыкальный репертуар: «Алёша» М. Э. Колмановского, сл. К.Ваншенкина, «Последний бой» сл. и И. М. Ножкина, «Песня десятого десантного» М. И Ножкина, сл. Б. Окуджавы, «Журавли» муз Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
-Мы вновь будем говорить о песнях военных лет. Хотя уже отгремел последний бой и наступила Победа. Давайте вспомним, какие песни мы слушали в прошлый раз.
ДЕТИ. Прощальные.
-Правильно. Мы слушали песни о разлуке с родными, близкими, друзьями, о прощании с любимым городом. /дети по возможности вспоминают и называют песни/. Можно ли сегодня не помнить этих песен? Можно ли не помнить о тех молодых солдатах, которые навсегда остались на дорогах войны? Мы помним о них и чтим их память. Когда война закончилась, песни о войне продолжали «рождаться». Они песенные памятники, появлялись на нашей мирной земле. Давайте послушаем одну из них. /звучит 1 куплет песни «Алёша» М.Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина/
Песня звучит взволнованно. Она, как памятник, но не из холодного камня, а из живой мелодии и стихов. Когда звучит эта песня душа волнуется. У нас у всех общая память. Ведь мы дона страна, один народ: прадеды и правнуки, прошлые и нынешние, павшие и живые. Давайте послушаем ещё одну песню- памятник…
Ещё немного, ещё чуть-чуть!
Последний бой- он трудный самый,
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!
Песня, которую мы сейчас услышали, как эхо, услышанное сердцем через десятилетия. Эхо, ставшее стихами и мелодией.
…Горит и кружится планета.
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех- нас за ценой не постоим!
Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Какая она по характеру?
ДЕТИ. Маршевая, военная, упрямая, непобедимая.
-Спасибо, ребята! Вы нашли очень точное слово: «непобедимая». Как бы хотелось, чтобы эту песню услышали все те, кто остался в нашей памяти героями, не дожив до Победы. Ведь это их песня. Сейчас вы услышите ещё одну песню- памятник, называется она «Журавли». написали её известный композитор Ян Френкель и поэт Расул Гамзатов. Исполняет песню певец, голос которого знают и слушают многие поколения. Зовет его Марк Бернес /звучит 1 куплет песни/. Как звучал голос певца?
ДЕТИ. Низко.
-А какая песня по характеру?
ДЕТИ. Грустная, печальная, спокойная…
- Правильно, эта песня задумчивая, песня- воспоминание.
Вот и закончился наш долгий путь по фронтовым дорогам вместе с песнями военных лет. Много вы услышали новых для себя песен и имён. Благодаря таким песням, будет всегда гореть вечный огонь нашей памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:
- Надо ли с дошкольниками говорить о войне
- да
- нет
- 23 февраля, 9 мая достаточно
- Что важнее:
- рассказать о лишения во время войны,
-рассказать о героизме
- рассказать о победе
-другое __________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?
- да
- нет
- да, но доступным для ребенка языком
- Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?
- да
- нет
- некоторые, например, _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?
- да
- нет
- Читаете ли ребенку книги о ВОВ?
- да
- нет
- ему не интересно, мне не интересно
- Умете ли Вы рассказать ребенку о ВОВ?
- да
- нет
- Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?
- да
- нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никто не забыт и ничто не забыто
Ознакомление с окружающим:-Патриотизм в произведениях русских поэтов-улицы города, названные в честь героев Великой Отечественной войны-Рассказ –беседа о Дне Победы-Выучить пословицы о мире-Сост...
методическая разработка "Никто не забыт и ничто не забыто"
В методической разработке представленна работа по образовательным областям в соответствии с ФГОС для подготовительной к школе группы ко дню победы....
"Никто не забыт и ничто не забыто"- праздник посвящённый 9 мая
Почти 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война. 9 мая-светлый, радостный праздник, именно в этот день закончилась война с немецкими фашистами.Цену победы знают только те, кто вое...
Сценарий досуга " Никто не забыт и ничто не забыто" старший дошкольный возраст.
Сценарий досуга, посвященный Дню Победы для старшей и подготовительной групп в детском саду....
Методическая разработка праздника " НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" для детей старшего дошкольного возраста
Разработка включает в себя материал для подготовки детей к празднованию 9 мая...
Проект "Никто не забыт и ничто не забыто"
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа России. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, ...
сценарий посвящённый дню снятия блокады ."Никто не забыт и ничто не забыто"
Предлагаю сценарий праздника посвящённого дню снятия блокады в старшей и средней группе....