Статья: СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
статья на тему

Безуглова Людмила Григорьевна

Статья: СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_lichnogo_opyta.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          МДОУ ЦРР детский сад №21

                                                      г. Россошь Воронежской области                                                     Воспитатель: Безуглова Людмила Григорьевна

СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

                                                         Сказка развивает внутренние

                                                    силы ребёнка, благодаря которым

                                                    человек не может не делать добра.

                                                                  В.А. Сухомлинский.

         Сказки существовали всегда. Наверное, как только человек научился говорить, он стал придумывать и рассказывать своим детям волшебные истории о подвигах, приключениях, тайнах, красавицах и чудовищах.  Сказки давно привлекали внимание поэтов и философов, а относительно недавно, сказками заинтересовались психологи. Так возникла сказкотерапия - психологическая техника работы со сказками и фантастическими историями.

         Сказкотерапия, по сути, является самым старым психологическим и педагогическим методом влияния на детей. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков с молоком матери. Сегодня   мы соотносим с этим термин - сказкотерапия. Сказкотерапия - это способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека - такое дословное значение даёт психология.

         Людям свойственно обмениваться историями и жизненным опытом - это естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно, сказкатерапия - естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.

         В результате поиска технологии, позволяющей решать спектр психологических проблем дошкольников, в своей работе стала использовать элементы метода сказкотерапии. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные, жизненные преграды, познаёт многообразный окружающий мир, готовится к взрослой жизни.

          Слушая сказку, ребёнок сопереживает происходящему,

анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы. Именно через сказки, он получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Она даёт детям необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые чувства. Ребёнок услышав и представив различные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. С помощью сказочного путешествия дошкольник может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью), учится общаться с другими детьми, что немаловажно, когда ребёнок пойдёт в школу, выражать свои мысли и чувства, также совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, самоконтроля, связной речи, умение сравнивать, анализировать. Деятельность с использованием элементов сказкотерапии очень увлекает малышей, развивает творчество, фантазию.  

         Сказкотерапия - это создание особенной сказочной атмосферы, которая воплощает мечты в реальность, даёт возможность вступить ребёнку в борьбу со своими страхами и комплексами. Сказку для сказкотерапии подбираю для каждого ребенка отдельно, учитывая её особенности, те страхи и проблемы, которые ребёнок переживает. Такая сказка подталкивает малыша к самоанализу. Главный герой переживает те же эмоции, что и малыш, те же страхи, комплексы, находит выход из тех же проблемных ситуаций. Таким образом, ребёнок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение и, как результат, учится преодолевать трудности разного характера в реальной жизни. И тем самым, избавляется от тех недостатков, которыми обладает в данный момент.

         Придумывая сказку для сказкотерапии:  

1. Чётко определяю проблему, которую следует разрешить.

2. Подбираю способы её преодоления в реальной жизни.

3.Делаю главного героя сказки (это может быть общеизвестная сказка) с теми чертами характера, страхами и комплексами, от которых следует избавится.

4. В процессе сказки главный герой со своими недостатками превращается в положительного.

         В своей работе так же практикую занятия по сказкотерапии со всеми детьми и по подгруппам. После рассказывания сказки, обязательно, провожу обсуждение.      

  • Основная тема - понимание идеи сказки. (О чём эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни? )
  • Линия героев сказки. Мотивы поступков. (Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? ).
  • Линия героев сказки. Способ преодоления трудностей, (Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?)
  • Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

          После рассказывания сказки "Кораблик" и ответив на вопросы: Почему Кораблик не хотел учиться? Почему Кораблик потерялся? Что понял Кораблик в результате своего приключения? У детей появилась желание учиться в школе, они с нетерпением ждали наступления сентября.

         В заключении отмечу, что на занятиях сказкотерапия дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные, эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности, всё это безусловно необходимо для дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка как метод развития взаимоотношений» (пособие для родителей)

Автором представлен материал по сказкотерапии для родителей....

Статья "Крокирование как метод развития речи дошкольника"

В данной статье рассмотрен один из приемов мнемотехники - Крокирование. Крокирование - метод рисуночного письма, который можно использовать при работе с дошкольниками для заучивания стихов. для переск...

Статья «Сказка как средство развития связной речи у детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст)»

Актуальность темы.Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, об...

Реферат: Сказка, как метод развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

Реферат: Сказка, как метод развития связной  речи детей младшего дошкольного возраста...

Статья«Наблюдение, как метод развития познавательной деятельности детей»

Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует разви...

Статья " Сказка как метод сохранения психологического здоровья в работе со старшими дошкольниками"

В статье содержится информация о значении сказки для психологического здоровья детей....

Статья "Цветотерапия как метод развития эмоционального интеллекта у детей"

quot;Цветотерапия как метод развития эмоционального интеллекта у детей. Для воспитателей ДОУ"....