Идеи К.Н. Вентцеля в современной дошкольной педагогике
статья по теме
Цель теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
venttsel_statya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Идеи К.Н. Вентцеля в современной дошкольной педагогике
Воспитатель высшей категории
Жижина Светлана Михайловна
Стройкерамика, 2018
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования.
Стандарт определяет следующие основные принципы:
1) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей;
3) уважение личности ребенка.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
В рекомендованных Министерством образования и науки РФ программах «Детский сад - дом радости» и «Радуга» мы видим, что теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля нашла свое отражение в принципах построения этих программ.
Цель теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенком. Вытекающие их этой цели положения: о сотворчестве детей, педагогов и родителей в создании и управлении образовательным учреждением; о целостном личностном развитии ребенка; о самовоспитании, самообразовании и самореализации ребенка, - можно охарактеризовать как задачи свободного детского сада в современных условиях.
Сущность гуманистической направленности, определенная психолого-педагогическим положением К.Н. Вентцеля о детстве, как самостоятельном самоценном периоде человеческой жизни, которую ребенок должен прожить во всей радости и полноте стремлений, нашли отражение в организации жизнедеятельности детских садов, работающих по современным программам «Детский сад - дом радости» и «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО. В этих программах отмечается, что в отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Такой процесс, как свободное воспитание нельзя построить без учёта возрастных особенностей детей. Невозможно заточить в рамки программы то настроение, те интересы, которые противоречат основным особенностям того или иного возраста. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Большое и самое главное место, учёный отводит игре, он говорит о том, что отношение в игре должны быть свободными, причём в них должно происходить освобождение творческих сил, которые будут использоваться ребёнком по отношению к другим видам деятельности. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке. В «Доме свободного ребенка» К.Н. Вентцеля были созданы реальные условия для развития сознательной творческой деятельности детей, для их активного соприкосновения с жизнью, природой и людьми. К.Н. Вентцель глубоко осознавал и пропагандировал мысль о том, что в жизни ребенка игра занимает такое же серьезное место, как труд в жизни взрослого, поэтому в идеальном детском саду игра являлась поприщем свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни, одной из форм упражнения творческих способностей ребенка. Эта идея нашла свое отражение и заняла важное место в программах «Детский сад - дом радости» и «Радуга». В рекомендациях к этим программам сказано: нужно создать такие условия для игровой деятельности, чтобы дети стремились в детский сад, ждали встречи со своим игровым уголком, с товарищами по игре. Необходимо предоставить им право свободно пользоваться любым игровым оборудованием, не выносить ребенку порицание за разобранную игрушку, разрешить детям приносить в группу свои любимые игрушки и не расставаться с ними весь день, даже на время еды и сна. Это чрезвычайно важный момент в обеспечении их психологического комфорта в детском саду, так как игрушка является близким, понимающим его существом, частью родного дома. Необходимо с помощью игры увлечь ребенка, используя ее в качестве эффективного средства для установления дружеских и доброжелательных отношений между детьми и воспитателями.
Важно также обратить внимание на положение К.Н. Вентцеля о роли воспитателя как помощника ребенка, создающего соответствующую атмосферу для реализации метода «освобождения творческих сил в ребенке». Деятельность воспитателей детского сада ученый видел в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования. К.Н. Вентцель предлагал использовать метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метод приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имело место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети, по мнению К.Н. Вентцеля, «должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения». Воспитатель, не давая ребёнку полного ответа на его вопрос, даёт ему гораздо больше возможности самому большими усилиями добиться ответа. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления. «Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей. Воспитателю следует выявить потребности и интересы ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда ему удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Следует помнить, что ребёнку нужны только те знания, которыми он может воспользоваться в ближайшем будущем, а не те, которые понадобятся ему когда-то. Таким образом, всё то, о чём дети узнали в детском саду, все те знания, которые они получили, не будут оторваны от их жизни, а будут им нужны. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети». Разве ни на это нацеливают современных педагогов ФГОС ДО и Закон об образовании.
Список литературы и интернет – источников
- Богуславский М.Константин Вентцель: Подвижник свободного воспитания (1857-1947 гг.)/М. Богуславский// Лидеры образования -2002. -N 9.- С. 60-62
- Богуславский М.В. Константин Николаевич Вентцель: защитник прав свободного ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusameeduforum.com/content/ru/?article=1000928&iid=13&task=art
- Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. Изд. 2-е. — М.: Земля и фабрика, 1923. — 149с. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 3). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dates.gnpbu.ru/27/Ventsel/Ventzel_Novye_puti_vospitaniya_i_obrazovaniya_detey.pdf
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие здорового образа жизни в современной дошкольной педагогике
Здоровье - это физическая. Гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни ...
Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на ос...
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СЛОВАКИИ
Публикации в международном журнале «Наука и Мир» (№ 11 (27), ноябрь) http://scienceph.ru/d/413259/d/scienceandworldno11(27)novembervol.ii_0.pdf Аннотация: mетодологические основы педагогики ...
Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике. Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в ...
Современная дошкольная педагогика- как область научного знания.
Научная статья: "Современная дошкольная педагогика- как область научного знания."...
Проектная деятельность – перспективный метод современной дошкольной педагогики
Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной и интересной для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соот...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...