Формирование позитивной социализации у старших дошкольников.
статья на тему

Мамаева Светлана Борисовна

Период дошкольного детства – один из значимых в развитии ребенка. Это последний этап перед кардинальными переменами в его жизни, на котором основным является формирование «позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС). Все это в дальнейшем послужит основой для  успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Период дошкольного детства – один из значимых в развитии ребенка. Это последний этап перед кардинальными переменами в его жизни, на котором основным является формирование «позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС). Все это в дальнейшем послужит основой для  успешного обучения ребенка в школе.

 С.Б.Мамаева,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №19 «Радость»,

 г. Урай, ХМАО-Югра

Формирование позитивной  социализации у  старших дошкольников.

Одним из важных направлений работы педагога-психолога по формированию позитивной социализации дошкольника является развитие у детей уверенности в себе и собственных силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Игровой тренинг – это эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Участвуя в игровом тренинге, дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать чувства друг друга, выражать свои эмоции в речи, мимике, движении, рисунке. Занятия длительностью 30-35 минут можно проводить 1-2 раза в неделю. В тренинге может учувствовать 6-8 человек, как мальчиков, так и девочек одной возрастной группы, знакомых друг другу. В структуре тренинга наряду с традиционными методами и приемами используются и инновационные::

  • ритуалы начала и конца занятия;
  • антистрессовая гимнастика
  • релаксация
  • психологические упражнения, помогающие ребенку осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы рационального восприятия, с целью преодоления барьеров в общении и приобретении навыков расслабления
  • коллективные игры, работа в парах, ориентированные на коррекцию статуса ребенка в группе, эмоциональное благополучие в общении с детьми и взрослыми.

Приложение

Игровой тренинг для старших  дошкольников

 « Разноцветный зонтик»

Цель: формировать уверенность в общении, научить понимать внутренний мир других людей.

Задачи:

развивать умение преодолевать эмоциональную замкнутость, развивать эмоциональную отзывчивость;

помочь ребенку приобрести невербальный опыт взаимодействий с другими детьми, получить положительный опыт перцептивных контактов;

формирование коммуникативных и социальных навыков.

Материал и оборудование:

зонт, гуашь, кисти, аудиозапись («шум дождя»), П. И. Чайковский «Вальс цветов», игрушка «солнце», «лужи», аудиозапись из мультфильма «Кот Леопольд», релаксационная музыка., «коврик-настроение», пиктограммы с различными видами эмоций.

Ведущий: педагог-психолог

Ход  тренинга

1. Организационная часть.

Ритуал « Минута встречи»

Упражнение- «приветствие»

1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе . Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот обиды, злобу и огорчения!

Давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать мячик большим пальчиком и мизинцем, улыбнемся и скажем, своему другу  Доброе утро ……(Маша) и передадим мячик следующему.

2. Ритуал начала занятия.

Педагог-психолог :

-- Отправимся, ребята, в волшебную страну, где предметы оживают и могут разговаривать, где происходят чудеса. В путешествие смогут отправиться только те, кто поделится своим настроением. Вам необходимо выбрать одно из предложенных эмоциональных состояний, которые изображены на «солнышках-эмоциях».  Выберите «солнышко», которое лучше всего отражает ваше настроение сейчас, и прикрепите его на «коврик-настроения».

3. Основная часть.

Дети рассаживаются на ковре (в позе «фараона»: ноги чуть расставлены, стопы на полу, руки ладонями лежат на коленях, спина прямая).

Педагог- психолог:

-- А вы знаете, что сказку можно изображать? Я скажу: «Дом». А как мы его покажем? Я скажу: «Топать». А как мы это покажем? Я скажу: «Грустный». А как можно изобразить?

Итак, начинаем…

-- В волшебной стране жил-был…Кто? Угадайте!

Если дождь припустится,

Он  как цветок, распустится                                        

Если дождик перестанет,

Он сожмется и завянет.

Кто это ?

Выслушиваются ответы детей.

-- И был это красивый разноцветный Зонтик. Давайте и мы с Вами постараемся изобразить зонтик.                        

Дети показывают, как зонтик раскрывается (руки согнуты в локтях перед собой, ладони вместе, пальцы растопырены; развести в стороны ладони, кончики пальцев сомкнуты).

Примечание: упражнение повторяется 2-3 раза.

Педагог-психолог:

-- Зонтик очень любил.. Как вы думаете ,что?

-- Конечно,   дождь. Какой? Вот такой.

Давайте покажем.

Антистрессовая гимнастика «Дождь»

Примечание. Дети поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы можно было коснуться руками впереди стоящего.

Педагог-психолог: Представьте, что ваши пальчики – дождинки. Приготовьте пальчики. (дети показывают руки со слегка согнутыми пальчиками)

Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят. (Дети поколачивают пальчиками по спине впереди стоящего соседа.)

Пальчики-дождинки будто летают и стучат по всему телу.

А сейчас пошел  дождь крупными каплями. Это ладошки захлопали по спине, по плечам ребят. (Дети похлопывают ладошками по плечам и спине соседа.)

Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики в дождинки, а ладошки в крупные капли.( Повторение массажа)

Повернитесь лицом в круг. Ну что, вы вымокли до нитки? Замечательно! Давайте стряхнем с себя все капельки дождя. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)

А теперь со всего туловища стряхиваем капельки. (Дети часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам)

Давайте посушим себя. (Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу)

Хорошо!

Педагог-психолог

-- Послушаем, как стучат капли.

Релаксационное упражнение «Дождь»

Раскрывается Зонт, дети ложатся на ковер, спрятав головы под зонт. Слушают шум дождя (аудиозапись музыка дождя).

Педагог-психолог

-- Прислушайтесь! Что это за звуки? На что они похожи?

Рефлексия. Детям предлагается занять свои места и поделиться чувствами, которые они испытали во время выполнения упражнения.

-Звуки напоминают струйки дождя. Когда они звучат - будто идет дождь. Зонтик предлагает потанцевать под дождем. Каждый выберет, около какой лужицы будет веселиться.

Примечание. На полу «лужи» из картона, Звучит  музыка из мультфильма «Кот Леопольд»),

Игра «Дождь»

Примечание. Дети под музыку, повторяя движения педагога- психолога, «шлепают по лужам», хлопают по ноге: сначала правой, потом левой, потом перекрестно; шагают вокруг лужи. Когда музыка прекращается, по сигналу «гроза» прячутся под зонтом, изображая грозу:

Гром, гром, гром гремит,

В небе молния блести.

Постукивают кулаками.

Гроза прошла, и мы опять

Побежали погулять.

Хлопок в ладоши.

Примечание Игра повторяется 2-3 раза

Игра «Дождливая погода».

 Примечание. Девочки надевают калоши, бегут «змейкой» между « лужами» , а  мальчики держат в это время  над девочками  зонтик. Передают калоши и зонт  следующей паре.

Педагог-психолог:

-- Но вот дождь кончился. Зонтик закрылся и снова загрустил. Как же нам его утешить?

Примечание. Садятся на стульчики. Стульчиков меньше количества детей в группе.

Педагог-психолог:

.- Дети, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них?

 Выслушивают предложения детей. (Мальчики предлагают присесть девочкам и сами приносят для себя стульчики.)

--Повздыхаем вместе с ним, погрустим. Может быть, пожалеть его, утешить, что-то ласковое сказать? Глажу Зонтик, говорю: «Не грусти, Зонтик. Мы тебе поможем».

Передают зонтик по кругу. Дети выражают ему свое сочувствие.

Педагог-психолог:

-- Может быть, Солнышко позвать? Оно веселое, ласковое, своими  лучами согреет Зонтика и развеселит. Как, позовем?

Поют все вместе 2-3 раза (то тихо, то громко).

Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко, нарядись,

Красное,, покажись.

Дети рассматривают солнце. Солнце дотрагивается «лучами» до каждого.

--Солнышко хочет с вами поиграть.

Игра «Солнышко».

Выбирают Солнышко по желанию детей. Встают в круг, Солнышко под песню ходит внутри круга, дотрагиваясь до каждого лучами. Останавливается с окончанием песни, дотрагивается до любого ребенка, и тот становится Солнышком.

-- Посмотрите, Зонтик наш уже не грустит, немножко повеселел и раскрылся.

Все садятся на стульчики.

-- А вот что было дальше. Вышло Солнышко на небо, и над домами засияло огромное разноцветное чудо. Это – радуга.

 Упражнение « Разноцветная радуга».

Дети подходят к столу, на котором разложена радуга, разрезанная на части (на каждой части не раскрашены две полоски).

-- Ой, что такое? Видно, злая фея пошутила, стерла краски с радуги. Что же делать?

Выслушиваются предложения детей.

Может нам ее раскрасить?

Инструкция. Выберите каждый себе друга, с которым будете радугу раскрашивать.  Догадались, каких цветов не хватает? Договоритесь,  кто какой цвет будет дорисовывать. Посмотрите, у вас только по одной баночке с  краской, поэтому нужно просить ее друг у друга.

Во время рисования звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Примечание: на выполнение задания отводится 7-10 минут.

Раскладывают ткань на полу, составляют радугу из частей.

-- Какая красивая радуга у нас получилась. Полюбуемся ею. Посмотрите, как радуется Зонтик.

--Зонтик благодарит вас за то, что вы развеселили его. Нам пора прощаться с Зонтиком.

Прощаются с Зонтиком. (дотрагиваются до него, говорят прощальные слова).

Рефлексия. Детям предлагается занять свои места и поделиться чувствами, которые они испытали во время выполнения упражнения

4  Ритуал «Прощание». Подведение итогов.

Рефлексия. Педагог-психолог  говорит о завершении занятия и предлагает детям перед прощанием поделиться впечатлениями и своим настроением, для чего дети снова подходят к «коврику-настроению». Те из них, у кого после занятия настроение изменилось должны прикрепить другие солнышки-эмоции.

Понравилось ли вам наше путешествие?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание для вас было самым интересным?

Какое задание для вас было самым трудным?

Ритуал «Прощание»

Упражнение – прощание «Всем-всем, до свиданья».

Дети ставят свои кулачки в единый «столик», затем громко кричат: «Всем-всем, до свидания!» и убирают кулачки.

Контактные данные:

Мамаева Светлана Борисовна

г. Урай, ХМАО-Югра

микрорайон 2, дом 54, квартира 6

сот. тел.: 89026276042.

email: mamaev67@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

«Формирование способности к наглядному моделированию и развитие творческого воображения при формировании экологических знаний дошкольников»

Материал для воспитателей ДОУ, позволяющий повысить уровень экологических знаний дошкольников....

Роль логико-математических игр А.З.Зака в формировании и овладении дошкольниками игрой в шахматы, как культурной практикой деятельности дошкольников

При решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительн...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....