Считалки как элемент детской субкультуры
занимательные факты на тему

Наталья1980

Презентация - краткая историческая справка, виды считалок, их воспитательное значение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schitalki_-_element_detskoy_subkultury.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Считалки как элемент детской субкультуры

Слайд 2

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники»

Слайд 4

Павел Васильевич Шейн - русский этнограф, лингвист, фольклорист, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева, Бессонова, Гильфердинга , Даля, Киреевского, Рыбникова, Якушкина Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками

Слайд 5

Михаил Никифорович Мельников - один из крупнейших ученых-фольклористов Сибири, профессор Новосибирского государственного педагогического института , член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей СССР. М.Н. Мельников приводит народные названия : счетушки , счет, читки, пересчет, говорушки .

Слайд 6

Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике . Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне.

Слайд 7

В Кохале есть дерево хау , Не одно дерево, много деревьев, И семь, из которых строят каноэ. Первое хау – балансир каноэ, Второе хау – укосина каноэ, Третье хау – корпус каноэ, Четвертое хау – обшивка каноэ Пятое хау – корма каноэ, Шестое хау – мачта каноэ, Седьмое хау – парус каноэ. Если назовешь еще одно, живи, Не назовешь – умрешь Пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:

Слайд 8

Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – « выкень » тот и выкидывается». Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество. Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать: Первенчики , друженчики , Трынцы , волынцы , Поповы ладынцы , Цыкень , выкень . Иван Петрович Сахаров - русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф начала 19 века

Слайд 9

Владимир Прокопьевич Аникин (род. 6 августа 1924 года) — советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа : «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету»

Слайд 10

Георгий Семенович Виноградов (1886 - 1945 г. ) — этнограф, фольклорист, краевед, доктор филологических наук, профессор Иркутского госуниверситета, редактор сборника «Сибирская живая старина». Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выполнять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют « ворожинка ».

Слайд 11

Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»

Слайд 12

В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.

Слайд 13

Характер исполнения считалки, полагает М.Н. Мельников, свидетельствует об их песенном и хоровом исполнении . П.А. Бессонов писал, что дети "станут в кружок и запоют песню; на кого упадет из песни последнее слово, тому и держать свой черед. Поют вместе, а один, кто постарше, указывает пальцем по ряду"

Слайд 14

Русские считалки вводились в научный оборот постепенно. Первой обобщающей работой следует считать монографию Г.С. Виноградова "Русский детский фольклор". Кн. I. (Иркутск, 1930). В ней опубликовано 553 текста считалок с вариантами. Из изданий последних лет выделяется сборник "Русский детский фольклор Карелии". Сост. С.М. Лойтер (Петрозаводск, 1991). Классификация Г.С. Виноградова основана на словарном признаке: выделяются считалки-числовки , заумные считалки исчиталки-заменки .

Слайд 15

К считалкам – числовкам относятся произведения, содержащие в себе счетные слова – количественные и порядковые числительные : Раз, два, три, четыре, пять , Вышли мальчики играть. Подвижность классификации видна в использовании эквивалентов числительных Первенчики , другенчики , Летели голубенчики или " озаумленных " числительных Азы, двазы , тризы , ризы, пята, лата , туни , муни , тупа, укрест .

Слайд 16

Эни , бэни , рики , факи , Турба, урба , синтябряки , Дэу , дэу , краснодэу , Бац. А другой в белорусской деревне: Эни-бэни , рики-таки , Шорба-урба , сентебряки , Дэус , дэус , шахмадаус – Бац. А.П. Топорков показывает сходство процесса, происходившего одинаково в разных местах у разных народов.:

Слайд 17

Ендил Брендил Цюп А цендиль Видишь Корешь Гван . Подобная считалка, с небольшими отступлениями, записана и от еврейских детей в г. Орше Могилевской губернии: Ендл Ендил Брендил Цюп А цендиль Видишь Корешь Гван . Считалки из незнакомого языка перенимаются, искажаются и становятся основой при создании новых считалок. Причем в одной детской среде считалка понятна и наполнена смыслом, в другой она воспринимается и используется как заумная. Иногда этот процесс можно проследить. Так, в Архангельской губернии записана следующая считалка:

Слайд 18

немецкий текст: Unus duiis rabbes (Один, два, рабби ) Quartum quintum sabes (Четыре, пять, суббота). При переходе считалки в иноязычную среду латинские слова видоизменились, еврейское слово шабес (суббота) превратилось в русское жаба, и текст стал восприниматься как заумный. Считалки иноязычного происхождения воспринимаются как "заумные", небольшое количество текстов имеет определенное смысловое значение. Исследователи установили, что некоторые, непонятные на первый взгляд слова и словосочетания, в западноевропейских считалках (например, во французских) являются комическими переделками слов и формул латинских молитв. У многих европейских народов записана считалка по модели пересчета:

Слайд 19

Чудный домик трехэтажный, Наверху гудок отважный, Как гудочек загудит, Весь народ к нему бежит . Вероятно, считалки-заменки появились позже остальных разновидностей. В считалках-заменках нет ни числительных, ни заумных слов. Наличие сюжета позволяет некоторым исследователям называть их "сюжетными считалками":

Слайд 20

Ах, ты зоренька-заря - заря утренняя, а кто зореньку проспит, того выстегаю. Считалки сходны с другими формами, встречаются обычные песенки и прибаутки, употребляющиеся как считалки. В них часто используют элементы сказок, загадок, пословиц, песен, детской сатиры. Вслед за Г.С. Виноградовым М.Н. Мельников полагал, что считалки заимствовались прежде всего из материнской поэзии – пестушек , потешек , колыбельных песен. Из игрового приговора :

Слайд 21

Считалки остаются самым популярным жанром детского фольклора. Они постоянно развиваются, обогащаясь новыми реалиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детская субкультура как механизм социализации дошкольников»

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста....

Детские страхи и тайны как особенности проявления детской субкультуры

В материале указано:Общая характеристика понятия «Страх». Основные формы страха.Происхождение Страха. Детские страхи.Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста.Психолого-педагогическ...

Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

«Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»

laquo;Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»...

Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)

Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...