Статья «Взаимодействие взрослого и ребенка»
статья (подготовительная группа) по теме
В статье представлены рекомендации по взаимодействию взрослых с ребенком для формирования определенной модели поведения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_vzroslogo_s_rebenkom.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красносельского района
Санкт – Петербурга
Статья
«Взаимодействие взрослого и ребенка»
Составила:
воспитатель Смирнова В.М.
Санкт – Петербург
В современном мире все больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребенка с взрослым является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
В статье 44 ФЗ «Об образовании...» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка» [6, с. 158].
Семья – основной источник жизненного, социального опыта.
Таким образом, взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью процесса воспитания и обучения детей.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Родителям и воспитателям необходимо научиться видеть друг в друге полноправных партнеров и сотрудников.
Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого и ребенка по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми.
Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко)
«1.Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные в излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения. Следует в максимально возможность степени оставлять за ребенком свободу решения»
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей и воспитателя является «равенство», «содрудничество» и «естественные результаты».
С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка: равенство между родителями и детьми.
Наша задача воспитателей: научить родителей уважать уникальность, индивидуальность ребенка.
Объяснить им, что основным принципом семейного воспитания является взаимоуважение членов семьи, научить их правильно вести разговор с ребенком. Разговор с ребенком «сверху вниз» приводит к тому, что дети в свою очередь так же «сверху вниз» говорят с родителями.
Подсказать им, что очень важно:
- внимательно слушать своего ребенка. Родители, которые слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;
-избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;
-проявлять мысли и чувства без агрессивности; родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.
Эта задача не только родителей, но и воспитателей детских садов, которые много времени проводят с детьми в детском саду.
Воспитатель часто общается с детьми, используя диалогическое общение. Диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом.
Отличительные особенности диалогического общения следующие:
-равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позицию другого;
-отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;
-формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;
-особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;
-способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Важнейшим условием эффективного взаимодействия с взрослым является признание ценности ребенка, уважение его права быть таким, какой он есть, то, что называется в психологии термином «принятие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания
В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...
Родительское собрание «Способы взаимодействия взрослого и ребенка» в форме тренинга
1. Ознакомление родителей со стилями общения в семье.2. Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию ребенка, владеюще...
Презентация опыта работы "Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка как одно из условий успешной реализации ФГТ в аспекте ООП"
Воспитанники чувствуют себя комфортно там, где устанавливаются хорошие, дружеские отношения. Чем раньше ребенок научиться взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. Опыт усп...
родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"
Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных род...
статья на тему "Взаимодействие взрослого и ребенка в семье и ДОУ"
Мои размышления и обобщение обзора интернет- ресурсов и методической литературы , на заданную тему. ИНформация в основном предлагается для родителей детей раннего возраста.Небольшой обобща...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...