Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театральной игры
консультация (старшая группа) на тему
Театр – это мощное средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность( доброта, смелость, дружба и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_teatr_galkina_m.i.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Развитие
эмоционально-личностной сферы
дошкольников средствами театральной игры
Сообщение Галкина Мария Ивановна Старший воспитатель МДОУ № 77 |
2018 год
У педагога есть прекрасная возможность
научить детей:
«В одно мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка ,
В единой капле – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка».
Уильям Блейк.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Вся жизнь детей насыщена игрой. Именно в игре происходит значительное развитие эмоциональной сферы, познавательных интересов, любознательности, воображения, внимания.
Важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен , не выражает интереса к играм , играет стереотипно и примитивно , то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков , отставания в развитии.
Педагогическим коллективом ДОУ разработана Концепция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театрального искусства.
Задачи театрализованной деятельности :
- Приобщение детей дошкольного возраста к искусству: литературному, драматическому, театральному.
- Развитие: коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения) развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
- Воспитывать гуманные чувства, (формировать представления о честности, справедливости, доброте) формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать культуру речевого общения, творческую личность.
Основными направлениями работы с детьми являются :
- Театрализованная игра
- Ритмопластика
- Культура и техника речи
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем
Театрализованная игра предполагает следующие задачи:
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика развивает умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи позволяет развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, интонационную выразительность, учит сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры знакомят детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем развивает навыки действий с воображаемыми предметами; умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
Формы организации
театрализованной деятельности предусматривают
- Совместную театрализованную деятельность взрослых и детей, театрализованную игру , театральное действо на праздниках и развлечениях.
- Самостоятельную театрально-художественную деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
- Мини-игры, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми.
Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги ДОУ используют интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области.
Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимике, жеста, позы, движения, интонации.
Для этого используем этюды, тренинги и упражнения которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды - это эмоционально - игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми - этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно - игровая задача выходит на первый план. Так для тренировки движений рук используем образные сравнения: «Машем ручками, как бабочка крылышками: еще мягче, легче».
В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» представлять танцы разных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.
Использование игр, этюдов и упражнений позволяет развивать интонацию, мимику, движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используем диалоги. Для этого предлагаем стихи с ясно выраженной формой диалога. При обучении детей средствам речевой выразительности, используем, знакомые и любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения)
В группах ДОУ организованы центры для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром. В центре располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе, книжка-театр, театр масок, пальчиковый театр, перчаточный театр, планшетные ростовые куклы и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, бумага разной текстуры, природный материал.
С целью развития сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и представлений в дошкольном учреждении разработана программа «Театр-творчество- дети». Много лет функционирует театральная студия «Сказка»
Дети, занимающиеся в студии, с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием. Включить малышей в театральную деятельность не сложно, ведь они любят наряжаться, изображать каких-то героев.
В репертуаре театральной студии «Сказка» - музыкальные спектакли «Красная Шапочка», «Муха- Цокотуха», «Кот в сапогах», «Путешествие по сказкам»- по страницам Конвенции о правах ребенка» и др. спектакли. Очень нравятся малышам , спектакли с участием взрослых: «Колобок», «Теремок».
Выбор спектакля – серьезная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле, ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Предлагаем детям обсудить количество ролей, назначить актеров, продумать декорации, озвучивание.
Таким образом воспитанники учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения, правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми. Очень важно сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.
Подготовку спектаклей обычно строим по следующей схеме:
• мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем бы хотел быть;
• рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций;
• слушаем музыку и вместе выбираем фрагменты для озвучивания сцен, при необходимости подбираем шумовые инструменты;
• по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение (музыкальный зал) ;
• репетируем, играем, слушаем музыку для создания нужного настроя, необходимой атмосферы.
В постановке спектакля с каждым ребенком занимаемся индивидуально, а для этого продумывается режим детской деятельности, подбирается для каждого оптимальный вариант сложности, чтобы не было перегрузок.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи: Баба- Яга, Кощей, старик Годовик, Кикимора, а так же выступления перед большой аудиторией, например на конкурсе «Ступеньки творчества», фестивале «Театральный калейдоскоп». Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия.
При подготовке спектаклей эффективно используем один из методов активизации мышления – эмпатию (личную аналогию т.е. отожествление себя с воображаемым объектом). Ребята с удовольствием вживаются в образ объекта, пытаясь при этом выяснить чувства и ощущения Мухи-Цокотухи, Комара, Цветка, Бабочки, Листика, Мышки и т.д. Развивая творческие способности дошкольников средствами театрального искусства, педагоги обучают малышей основам актерского мастерства, приемам кукловождения, основным принципам драматизации.
При организации работы с родителями по театрализованной деятельности в ДОУ применяем разнообразные формы :
- консультация «Кукольный спектакль в семье»;
- «День открытых дверей»;
- развлечение «КВН»;
- фото стенд «Театр – творчество – дети»;
- презентации
- Выставка различных видов кукольного театра «Кукольная педагогика»
- фестиваль «Ступеньки творчества», «Театральный калейдоскоп»,
- Концертные программы: «Покровские звездочки», «Чудеса в цветочном городе»
Родители принимают активное участие в подготовке декораций, костюмов, с удовольствием исполняют роли Бабы-Яги, кота Базилио, лисы Алисы и др.в различных театрализованных постановках, праздниках и развлечениях. Такая совместная деятельность позволяет взрослым лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Театр – это мощное средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность( доброта, смелость, дружба и т. д.)
Детский спектакль- это одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....
Занятие по развитию эмоциональной сферы по средством театральной деятельности В гостях у Белоснежки и семи гномов. (старшая группа)
Цель: познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить детей различать эмоции по карточкам.Задачи:- закреплять знания об эмоциях, учить изображать их с помощью мимики и жестов;- вызв...
Презентация "Развитие речи, коммуникативных способностей и эмоциональной сферы дошкольников посредством театральной деятельности".
презентация о театральной деятельности в детском саду...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральных игр
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральных игр...
Развитие речи и эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...
Занятие по развитию эмоциональной сферы по средством театральной деятельности В гостях у Белоснежки и семи гномов. (старшая группа)
Цель: познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить детей различать эмоции по карточкам.Задачи:- закреплять знания об эмоциях, учить изображать их с помощью мимики и жестов;- вызвать эм...