Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор
статья (старшая группа) на тему
Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mart_2018_vospitanie_cherez_folkler.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор
Авторы: Лобова Н.В., Проневич В.Н.
Организация: МДОУ «Детский сад № 81»
Населенный пункт: Саратовская обл., г. Энгельс
«Воспитание, если оно хочет
быть бессильным, должно быть народным»
К.Д.Ушинский
Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, комната, семья, родные. вот он пошел в детский сад и начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям, природе, по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники.
Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота.
В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства.
Чтобы воспитать такие чувства, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Задача педагога – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее и добрее. Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать частью ценного культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициями. Для формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста можно достичь объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности – эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души. Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. первый этап работы с младшими дошкольникам – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом. Чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры. Для самых маленьких – это пестовый фольклор; приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры.
В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей: сказки, потешки, прибаутки, знакомство и обучение игре на русском народном инструменте, начальное, избранное знакомство с народным календарем. Это позволяет видеть разные аспекты явление: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические. Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое. Чтение сказок, былин, познакомить с обширным музыкальным материалом, интенсивное освоение фольклорной традиции, пение русских народных песен, углубленная работа по народному календарю, изучение примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.
Одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, традиционных народных игр, экскурсий, позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами переживаниями. При этом старшие дети как правило делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки.
Лучше всего занятия и беседы проводить там где создан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, тканные половики, полотенца, для детей это будет не просто слова, а название предметов которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках нравственно-патриотического воспитания.
При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняется наглядный материл: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, коллекция открыток, библиотека детских книг по устному народному творчеству, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, изделия из лозы, расписные матрешки.
Умные фольклористы ежегодно находят что-то новое во всех жанрах: легенды, предания, исторические песни, эпические поэмы, которые помогают лучше понять исторические события, объяснить их.
О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в свое время русские педагоги. Чтоб считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он не родился.
Список литературы:
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.
- Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
- Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
- Виноградова Н.Ф. Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М. Просвещение, 1984. – 304 с.
- Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
- Газета Плесецкие новости . – 1995. - № 27. – 11 марта.
- Гутникова Л. Спортивный праздник, посвященный Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 49.
- День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
- Детство: Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб. Детство – Пресс, 2002.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1980 – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Социально-коммуникативное развитие...
Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»...
Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор
Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор...
Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,...
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей через русскую народную сказку.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....