Доклад на тему: «Детская минутка
занимательные факты на тему
Доклад на тему: «Детская минутка : высказывания детей об
Экспериментальной деятельности и явлениях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_detskaya_minutka.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Детская минутка : высказывания детей об
Экспериментальной деятельности и явлениях».
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, и, что самое главное, недостаточной направленностью работы педагогов по данному виду деятельности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.
- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственно доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идёт и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два - три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребёнок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собою в какую-то систему. После трёх лет постепенно начинается их интегрирование. Ребёнок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребёнка, переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. Он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: умение видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Формирование и развитие данных навыков требует систематической и целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л.С. Выготский.
«Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и уверенности, является всеобщим способом функционирования психики» - Н.Н. Подъянова
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в котором наиболее ярко выражены процессы целесообразности, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития».
Высказывания детей об экспериментальной деятельности и явлениях:
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
- Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
- Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)
- Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Детские праздники в Англии и в России».
Доклад на тему:«Детские праздники в Англии и в России»....
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Доклад на тему: "Детский сад одна семья"
Нормативный проект...
Доклад на тему: «Детское конструирование».
Другим видом конструктивного творчества является конструирование.Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, эле...
Доклад на тему "Детская инициатива"
Вопросы поддержки детской инициативыв рамках реализации ФГОС ДОО...
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...
Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
В данном докладе подробно раскрываю понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...