Статья на тему: "Игровые технологии в режиме дня".
статья на тему
В статье затронуты игровые технологии, которые используются в течение всего дня в ДОУ.Особое внимание уделяется игре "Сложи узор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_rezhime_dnya.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в режиме дня.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В результате освоения игровой деятельности формируется готовность к общественно-оцениваемой деятельности учения.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием служит предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения в отношениях между людьми.
Игра активно используется в ходе организации режимных моментов. Игровая технология реализуется следующим образом:
- дидактическая цель перед детьми представляется в форме игровой задачи;
- деятельность ребенка подчиняется правилам игры;
- в качестве средств игры используется учебный материал;
- деятельность игры организуется с элементами соревнования;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В разные режимные отрезки времени широко используются развивающие игровые технологии: Б.П.Никитина, В.В.Воскобовича, Дж. Кьюзенера, З.П.Дьенеша.
В развивающих играх можно объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей:
- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего детства;
- задания – ступеньки, создающие условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь каждый раз до «потолка» ребенок развивается наиболее успешным;
- развивающие игры могут быть разнообразными по содержанию, и кроме того, как любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Каждая игра представляет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. Б.П.Никитин представляет развивающие игры с кубами, кубиками, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубиком и т.д.
Существуют игры, которые можно использовать во всех возрастных группа, т.е. универсальные. Например, кубики «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых пластмассовых кубиков. Ребро кубика в 4 см. Все грани кубика раскрашены по-разному: четыре грани разноцветные (белая, синяя, красная, желтая), две двухцветные (бело-красная и сине-желтая, раскрашенные определенным образом). В ходе игры предлагается составить узоры различной сложности. Варианты узоров приведены в книжке-описании. Для самых маленьких предлагается 16 простых рисунков в масштабе 1:1.В таком случае ребенок может составлять узор, накладывая кубики на изображение. Дети постарше составляют узор по схеме.
Задачи и содержание игр меняется по мере их освоения. В младшем возрасте 3 - 4 года у детей развиваю интерес и представления (цвет, форма, величина, ребенок учится производить анализ и вычленять схожие признаки, например, машина желтая, как дорожка); развиваю речь (происходит обогащение словаря, формируется грамматический строй речи). Игра способствует развитию внимания, усидчивости, фантазии, логики, воображения, творчества, настойчивости.
Трудность задач постепенно возрастает (даже для взрослых), что позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где объясняется и формируются исполнительские черты ребенка.
Так с чего же начать играть? Предлагаю варианты игровых упражнений:
> Построение дорожек (из 4 кубиков разного цвета: красного, белого, желтого, синего).
> По дорожкам ездят машинки (по красной дорожке – красная машинка и т.д.)
> Трансформирование дорожек в окошко (из красной дорожки – красное окошко).
> Развитие пространственных представлений (перед ребенком лежат 4 кубика – 2 красных кубика вверху, 2 желтых кубика внизу, можно менять местами, комбинировать цвета).
> Упражнение в названии геометрических фигур (это квадрат – у него 4 стороны и 4 угла, квадрат может состоять из 1 кубика, 4 кубиков, 6 кубиков, и т.д. Ребенок при этом определяет размер квадрата).
> Трансформирование окошек в домики (освоение понятия «треугольник», у которого 3 стороны и три угла, ребенок сначала строит треугольник из двух кубиков, разворачивая к себе теми сторонами, где грань окрашена по диагонали и затем пристраивает треугольник к квадрату – получается домик).
> Заселение домиков домашними животными (ребенок ставит фигурки животных на изображение домика (кошка, собака, корова, коза, свинья и их детеныши). (При этом обогащается словарный запас, и формируется грамматический строй речи).
> Затем домики трансформируем в елочки, так получаем лес (елочки состоят из 2 или 4 треугольников. (Ребенок определяет размер елочек, используя слова высокая, низкая).
> Заселение в лес диких животных (Ребенок считает количество елочек и фигурок, можно дать дополнительное задание, например, сделать что бы количество елочек и зверей было одинаковым, при этом можно называть зверей и подобрать к ним соответствующих детенышей.)
> Повторение всей цепочки преобразований. (1 - дорожка в окошко, 2 - окошко в домик, 3 – домик в елочку).
Решение задач предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых видах. Это позволяет сопоставлять задания с решением и самостоятельно проверить точность выполнения. Результативность развивающих игр зависит:
- От систематического использования.
- От целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическим упражнениями.
Литература:
Зебзеева В.А. Т.ц. Сфера -2017 год; Организация режимных моментов в ДОУ. Приложение к журналу «Управление детским садом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду
Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....
Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...
Статья на тему : "Игровая деятельность как вид воспитательной работы в средней группе (4-5 лет)"
На четвертом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется время актив...
Статья на тему: "Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ"
При адаптации детей к уловиям ДОУ основным средством взаимодействия педагога является игра. Игровые технологии способствуют развитию детей и более легкой адаптации....
Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"
Игрвые технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Статья на тему: "Игровые технологии в ДОУ"
Что такое игровые технологии в детском саду:Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во много...
Статья на тему: Игровые технологии на занятии по дополнительному образованию дошкольников
Игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание...