Консультация для педагогов " Адаптационные игры в период раннего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Антонова Марина Владимировна

Проблема адаптации к детскому саду и на сегодняшний день остается актуальной, хотя она не является новой. Имеется очень много статей, ученых, которые рассматривают и изучают эту тему, но несмотря на многочисленные рекомендации , в детских садах эта тема является одной их самых главных. 

У каждого ребенка адаптация проходит  по- разному и воспитатель должен быть к этому готов.  Педагог должен все возможное, чтобы  даже самая тяжелая форма адаптации прошла для ребенка как можно легче и безболезненнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

                   Общество Ограниченной Ответственностью

                                      «Семь гномов»

Консультация для педагогов «Адаптационные игры для детей раннего         дошкольного возраста»

                                                                                    Подготовил воспитатель:

                                                                           Марина Владимировна Антонова

                                        г. Нефтеюганск

                                                  2017г.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают  стресс в период адаптации.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Игры  занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности, но также формирует определенные свойства личности.

Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают малыша к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

Предлагаю Вам несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.

                 

Игра «Ладушки»

Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

- Ладушки, ладушки ( воспитатель показывает ладошки)

Где были?

- У бабушки! (вращает кистями)

Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши) сладкие  оладушки.

Маслом поливала,        

Деток угощала.

Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям)

Ване два, Тане два. Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)

Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками»- это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.

Игра «Нежно гладим мы  зверят» 

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.

Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

- Нежно гладим мы  зверят,

(ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат.

Пропищим поскорей,

(сжимает игрушку 8 раз)

«Мяч в кругу».

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Все дальше и выше».

Материал: Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

 

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

«Покружимся»

Материал: Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

«Иди ко мне».

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и  манит  его  «к себе,  ласково  приговаривая: «Иди ко мне,  мой  хороший! » Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»  Игра повторяется.

«Заиньки»

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки  (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»).

«Мишка косолапый»

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Изучение особенностей развития детей раннего дошкольного возраста  показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности , развиваются все психические процессы.  Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда  становятся основой  для  организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.  Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Таким образом,  для  полноценного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира,  экспериментирование с ним.  Именно развивающая предметно-пространственная среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребенку развивать способности, проявлять самостоятельность, что в конечном итоге благоприятно сказывается на адаптации.

Подводя итоги, отметим, что для успешной адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к условиям детского сада,  воспитателю необходимо установить эмоциональный контакт с каждым ребенком. Такой контакт легко наладить на основе совместных действий, сопровождаемых положительными эмоциями - улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку. Среди методов, используемых для коррекции трудностей в период адаптации, игра является наиболее эффективным. Игра имеет огромное значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, для ориентировки в новой предметно-развивающей среде. Следует отметить, что игры способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению чувства страха, развитию уверенности в себе.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста в летний период

Цель:Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.Задачи:Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство р...

Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста в летний период

Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста в летний периодПрыжки под считалкиВстаем лицом к лицу ребёнка, возьмем его руки в свои и начнем приговаривать считалку – небыстро.Две хлопушк...

Консультация для родителей "Активные игры с детьми раннего дошкольного возраста"

Чем занять ребенка 1,5 - 2-х лет? Ведь он и так полон энергии. Самый очевидный ответ - физически активными занятиями....

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Творческие игры в жизни детей дошкольного возраста"

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения ...

консультация для воспитателей "Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста в летний период"

Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию...

Консультация для педагогов «Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»...