"Жить в мире с собой и другими"
план-конспект занятия на тему
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов, развивать память, мышление, речь, мелкую моторику рук..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhit_v_mire_s_soboy_i_drugimi.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Рузавина Елена Сергеевна – воспитатель.
Конспект беседы на тему «Жить в мире с собой и другими».
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов, развивать память, мышление, речь, мелкую моторику рук..
Оборудование: презентация для проведения беседы, ватман, рисунок планеты, карандаши, ножницы, фигурки человечков, смайлики без улыбки по количеству детей.
Ход беседы:
Ребята, посмотрите, все вы из одной группы, все вы мальчики, но вы все разные: отличаетесь друг от друга внешностью, поведением, увлечениями: кто- то любит рисовать, кто-то заниматься спортом, кто-то любит читать, а кто-то любит животных. И это просто здорово, потому, что вы дополняете друг друга, вам хорошо вместе. Вы все разные и в этом самая большая ценность! Каждый из вас уникален и необходим. И все вы должны жить в мире с собой и другими.
- А какие народы проживают на территории Российской Федерации? (ответы детей)
- Посмотрите ребята, у меня не хватит пальцев, чтобы перечислить народы, живущие в России, а уж тем более в мире. Но у нас у всех один дом – это наша планета Земля. На нашей планете живут люди разных национальностей, разного цвета кожи и вероисповедания; живущие в разных условиях и говорящие на разных языках. Самое большое счастье жить под мирным небом, без войны. Вам уже говорила я, что в некоторых странах идет война. В этих военных конфликтах страдают мирные жители, но самое главное – страдают дети. Ни один ребенок не должен испытывать ужасы войны. А из-за чего происходит война – из-за того, что некоторые начинают считать себя сверхнацией, а остальных - людьми второго сорта. Но этого быть не должно. Поэтому, мы с вами должны с уважением и пониманием относится к другим таким разным и непохожим друг на друга людям разных национальностей, быть терпимыми к различиям.
Почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга?
Послушайте легенду.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы…
А вот почему люди говорят на разных языках.
По легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Все взрослые и дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
- Почему все взрослые и дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
(Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.)
- Вы должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать их беде.
Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Всем нам нужно быть терпимыми по отношению друг к другу. Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Люди, которые хотят жить в мире, должны сами себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство и называется оно–толерантность.
- Чтобы понять, что такое толерантность, я расскажу вам притчу «Ладная семья»
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность.
Физкультминутка
- Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по- разному. Давайте научимся.( дети встают парами напротив друг друга)
Поприветствуем по Японски: сложить руки( как в молитве на уровне груди) и поклониться.
Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.
По Тибетски: показать язык.
По русски: обнять друг друга.
- Все сели, продолжим дальше.
- Как вы себя чувствуете в группе?
- Комфортно ли вам?
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Можно ли в нашей группе жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в группе считают толерантными?
А теперь давайте прочитаем вслух толерантные нормы поведения:
∙ Можно выразить свое отношение к другому пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
∙ Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
∙ Не делай другому того, от чего больно тебе.
∙ В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
∙ Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
∙ Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
∙ Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
∙ Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.
Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность, искренность, прощение, равенство, самоотверженность, мужественность, вспыльчивость, раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость, поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость, ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость
Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
(ответы детей)
- Давайте вспомним сказку «Гадкий утёнок».
- Как относились к гадкому утёнку другие птицы? (Гнали его, клевали, щипали, говорили ему гадости, подсмеивались над ним).
- Почему они так к нему относились? (Потому что он был не похожим на других)
- Тяжело было утёнку, как вы думаете?
Конечно, тяжело, он оказался изгоем в своём обществе, никому не нужным.
- Хотели бы вы оказаться на месте утёнка?
- Почему нет? (Никому не нравится, когда к нему плохо относятся)
- Толерантны ли были по отношению к гадкому утёнку птицы?
- А бывает в жизни так, что люди относятся плохо к какому-то человеку: говорят обидные слова, обижают его и человек чувствует себя изгоем в обществе, никому не нужным?
- Хотели бы вы оказаться на месте этого человека?
- Какой же вывод можно сделать?
Вывод: Принимать других людей такими, какие они есть, уважительно относиться к другим людям.
- А, сейчас, я вам предлагаю выполнить несколько заданий.
Упражнение «Толерантный мир» (дети сидят за столами)
- Обведите свою ладошку на цветной бумаге, вырежьте её, напишите на ней своё имя и приклейте на ватман. А потом приклейте человечков.
- Это наш маленький мир. Здесь частичка каждого из вас. Посмотрите ещё раз, какие мы разные, но какие все особенные и нужные друг другу.
Задание «Подари улыбку миру»
- Давайте, мы с вами сейчас все вместе дружно подарим нашей планете себя с красивой улыбкой. Вот вам каждому по смайлику. Представьте, что это вы, но без улыбки. Каждый из вас должен нарисовать смайлику свою улыбку, а затем наклеить на рисунок своего улыбающегося смайлика.
После выполнения задания, все вместе рассматривают то, что получилось.
- Ребята, необходимо жить дружно, в мире и в согласии людям разных народов.
Упражнение «Комплименты»
- Давайте встанем вкруг и постараемся сказать друг другу комплименты. Я бросаю мяч Максиму и говорю: «Максим, ты сегодня хорошо себя вел. Молодец!». - Максим бросай мяч Леше и говори ему свой комплимент и т.д.
В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Интернет – ресурсы:
- https://infourok.ru/
- https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/uroki/zhit-v-mirie-s-soboi-i-drughimi
- http://zheschool3.ru/index.php/vospitanie/131-mir
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жить в мире с собой и другими.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования толерантного сознания у детей....
"Как жить в мире с собой и другими"
Выступление на общем родительском собрании по ознакомлением с изменениями в связи с принятием нового закона об образовании в РФ...
Сценарий мастер - класса "Искусство жить в согласии с собой"
Мастер - класс с элементами треннинга, направленный на профилактику психологического здоровья воспитателей....
Презентация "Жить в мире с собой и другими"
Данная презентация к разработке "Жить в мире с собой и другими". Цель: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу. Развивать память, мышление, речь....
Педагогическая технология "Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?"
Одним из самых интересных моментов при работе с педагогической технологией можно назвать ознакомление со сборником сказочных историй и выполнении творческих заданий к ним. При кажущейся легкости этот ...
Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».
Аннотация: Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальнос...