Презентация консультации "Развиваем речь играя"
консультация (средняя группа) по теме
«ИГРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА»
В дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. В этом им очень хорошо помогает игра.
Через игру ребенок усваивает такие коммуникативные умения, как:
- приветствие
- прощание
- обращение
- просьбу
- может оказать посильную для ребенка помощь, поддержку, услугу
- ребенок может выражать и принимать благодарность
- может принести и принять извинение
- высказать какое-либо требование
- может дать развернутое высказывание.
Дети не играют молча, даже маленький ребенок, играя один, разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, проговаривает свои действия.
Все игры можно подразделить на:
* дидактические игры,
* сюжетно-ролевые игры,
* театрализованные игры,
* игры с правилами,
* подвижные игры,
* игра-возня,
* языковые игры,
* самостоятельные игры детей.
Дидактические игры
В своей работе я использую дидактические игры как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, конечно же организовывая их.
Целесообразно организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил. Сначала объясняя правила игры и обязательно побуждать их высказываться (задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассуждать, описывать картинки). Если воспитатель просто даст детям игру, объснит правила, они будут в нее играть тоже не молча, но именно наша задача развивать диалог, спор или обсуждение во время игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Большую роль в формировании умений вести разговор, вступать в контакт, внимательно слушать, использовать мимику и жесты, играют сюжетно-ролевые игры.
Изначально мы знакомим детей с игрой, потому что я в своей практике столкнулась, что дети абсолютно не умеют играть в сюжетную игру. Поэтому наша задача познакомить с сюжетом, помочь распределить роли и обязательно поучаствовать в этой игре с детьми. И при последующих играх подсказывать новые сюжеты, помогать строить правильно диалог, решить спор и т.д. И со временем, наблюдая за игрой детей, заметно, насколько быстро они распределяют роли, берут уже более сложные сюжеты и строят диалоги правильно.
Диалогическая речь является ведущей в сюжетно-ролевой игре.
Театрализованные игры
Заучивание литературных диалогов и чтение по ролям позволяет детям усвоить вопросительную и повествовательную интонации, приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
В играх с правилами дети договариваются друг с другом соблюдать определенные правила, кто что в какой момент делает, действовать по инструкции.
Подвижные игры
Подвижные игры также помогают обучать дошкольников диалогу.
Существуют игры с уже готовыми диалогическими текстами, они очень нравятся детям. Во время игры дети могут проговаривать этот текст несколько раз (Котенька коток, Волк и зайцы и т.д.)
Но есть подвижные игры, в ходе которых эти тексты придумывают сами дети.
В старшем дошкольном возрасте дети любят языковые игры. Они экспериментируют с ритмическим строем речи; находят рифму; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Главное в этих играх – это экспериментирование со звуком, со словом.
Очень важную роль играют совместные игры детей. Они доставляют детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания.
Хотелось бы отметить что для каждого возраста игры отличаются.
В младшей группе основной задачей является обогатить речь ребенка различными репликами. Для этого требуются источники речевого подражания: окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы. Игры должны быть максимально простые.
В период адаптации наши дети очень любят играть в игру «Раздувайся, пузырь!», целью которой было установление контакта со сверстниками.
В младшем возрасте в игре мы правильно и четко называем предмет, части предмета, охарактеризовывая его признаки, качества, действия с ним. При этом стараемся четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения. Например: «дай», «возьми», «положи», «похлопай» и т.д. И дети затем переносят эти глаголы в свои игры, выстраивая короткие диалоги друг с другом.
Можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, магазин. Обыгрывая ситуации, педагог знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.
Игры «Что пропало», «Какой по цвету» постепенно переходят в самостоятельную деятельность детей, играя, они вступают в диалог друг с другом.
Очень нравится детям этого возраста общение с каким-либо персонажем, в таких играх дети упражняются в составлении ответов на вопросы.
В среднем возрасте задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными.
Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
В старшем возрасте используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогов. Это словесные игры без готовых текстов, творческие виды игр (театральные и режиссерские с придуманными сюжетами).
Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Это происходит в таких играх, как «Да и нет», «Так бывает или нет?» в других. Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. п.
В играх дети получают опыт равенства в общении со сверстниками, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Таким образом, игра становится средством развития культуры диалогической речи, сохраняя свою исходную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка.
«Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razvivaem_rech_igraya.ppt | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
проооооооооооооооооооооооооооо В дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
проооооооооооооооооооооооооооо Через игру ребенок усваивает такие коммуникативные умения, как: - приветствие - прощание - обращение - просьбу - может оказать посильную для ребенка помощь, поддержку, услугу - ребенок может выражать и принимать благодарность - может принести и принять извинение - высказать какое либо требование - может дать развернутое высказывание.
проооооооооооооооооооооооооооо Итак, игра является средством развития культуры диалогической речи. Дети не играют молча, даже маленький ребенок, играя один, разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, проговаривает свои действия .
проооооооооооооооооооооооооооо Все игры можно подразделить на: * дидактические игры, * сюжетно-ролевые игры, * театрализованные игры, * игры с правилами, * подвижные игры, * игра-возня, * языковые игры, * самостоятельные игры детей.
проооооооооооооооооооооооооооо Дидактические игры В своей работе я использую дидактические игры как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, конечно же организовывая их. Целесообразно организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил. Сначала объясняя правила игры и обязательно побуждать их высказываться (задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассуждать, описывать картинки). Если воспитатель просто даст детям игру, объяснит правила, они будут в нее играть тоже не молча, но именно наша задача развивать диалог, спор или обсуждение во время игры.
проооооооооооооооооооооооооооо Сюжетно-ролевые игры Большую роль в формировании умений вести разговор, контактировать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты, играют сюжетно-ролевые игры. Диалогическая речь является ведущей в сюжетно-ролевой игре.
проооооооооооооооооооооооооооо Театрализованные игры Заучивание литературных диалогов и чтение по ролям позволяет детям усвоить вопросительную и повествовательную интонации, приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
проооооооооооооооооооооооооооо В играх с правилами дети договариваются друг с другом соблюдать определенные правила, действовать по инструкции, прогнозировать последствия выполнения или не выполнения условий игры.
проооооооооооооооооооооооооооо Подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, помогают стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
проооооооооооооооооооооооооооо Языковые игры Чаще всего используются в старшем дошкольном возрасте дети любят. Они экспериментируют с ритмическим строем речи, находят рифмы к словам; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Главное в этих играх – это экспериментирование со звуком, со словом.
проооооооооооооооооооооооооооо Очень важную роль играют совместные игры детей . Они доставляют детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания.
проооооооооооооооооооооооооооо В младшей группе основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы.
проооооооооооооооооооооооооооо В период адаптации наши дети очень любят играть в игру «Раздувайся, пузырь!», целью которой является освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.
проооооооооооооооооооооооооооо В младшем возрасте в игре мы правильно и четко называем предмет, части предмета, охарактеризовывая его признаки, качества, действия с ним. При этом стараемся четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения. Например: «дай», «возьми», «положи», «похлопай» и т.д. И дети затем переносят эти глаголы в свои игры, выстраивая короткие диалоги друг с другом.
проооооооооооооооооооооооооооо Можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, магазин. Обыгрывая ситуации, педагог знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации .
проооооооооооооооооооооооооооо Игры «Что пропало», «Какой по цвету» постепенно переходят в самостоятельную деятельность детей, играя, они вступают в диалог друг с другом. Очень нравится детям этого возраста общение с каким-либо персонажем , в таких играх дети упражняются в составлении ответов на вопросы .
проооооооооооооооооооооооооооо В среднем возрасте задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными. Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих .
проооооооооооооооооооооооооооо В старшем возрасте используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогов. Это словесные игры без готовых текстов, творческие виды игр (театральные и режиссерские с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Это происходит в таких играх, как «Да и нет», «Так бывает или нет?» в других. Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. п.
проооооооооооооооооооооооооооо В играх дети получают опыт равенства в общении со сверстниками, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Таким образом, игра становится средством развития культуры диалогической речи, сохраняя свою исходную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка . «Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л.С.
проооооооооооооооооооооооооооо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к дидактической игре по развитию речи в 1 младшей группе "У кого какая мама?"
Цель игры: познакомить детей с названиями детенышей домашних животных; закрепить названия домашних животных; закрепить умение громко и четко произносить звукоподражания; закрепить представления о част...
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Презентация по развитию речи "Игры с мячом"
Игры, направленные на уточнение, расширение, активизации словаря...
презентация мастер - класс "Играем пальчиками - развиваем речь"
Истоки способностей и дарование детей - на кончиках их пальцев....
Презентация для родителей "Развиваем речь, играя!"
В презентации рассказывается о том, что способствует развитию речи детей....
презентация "Сюжетно-ролевая игра, как эффективное средство развития связной речи"
Приорететная задача ФГОС дошкольного образования-речевое развитие. Связная речь-это полное развернутое высказывание,которое обеспечивает общение между людей....