Выступление на районном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2010» «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Описание опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2010» «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Но для чего логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, принципиальные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим посреди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют огромных издержек времени и сил. В итоге может пострадать здоровье, потухнет энтузиазм к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и верно, сможет в подходящий момент сконцентрироваться на сути трудности, убедить остальных в собственной правоте. Обучаться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить удовлетворенность.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах собственной жизни, что конкретно тогда заполучил все то, чем сейчас живет, и заполучил так много, так скоро, что за всю остальную жизнь не заполучил и сотой доли того: «От пятилетнего дитя до меня лишь один шаг. А от новорожденного до пятилетнего большущее расстояние».
Поэтому работая с детьми старшего дошкольного возраста я вижу основную задачу в том, чтобы научить детей мыслить логически, так как это поможет им в дальнейшем в обучении в школе.
Для этого я стараюсь вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
В своей воспитательно-образовательной работе я использую концепцию личностно-ориентированной модели развития и воспитания детей. Моя личностная позиция исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
С точки зрения современной концепции обучения дошкольников очень важно развивать у детей представление об окружающем мире, учить детей конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и т.д. Но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
В своей работе я использую ряд принципов: принцип диалогизации, принцип проблематизации, принцип индивидуализации, принцип занимательности, принцип полезности, принцип комплексности.
Я наметила для себя следующие этапы работы:
1. Провести анализ предшествующей деятельности, форм и способов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.
3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
4. приготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
5. непосредственно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребёнка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
6. Составить план - схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
7. В течение всего временного промежутка (учебный 2002 - 2003 год) следить за чертами формирования навыков логического мышления (наглядно - образного) у каждого конкретного ребёнка.
Целью моей работы является развитие у детей старшего дошкольного возраста всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.
задачи, которые я ставлю перед собой:
- Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, сериация, обобщение, ориентировке в пространстве.
- Развитие у детей: речи (умение рассуждать, обосновывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения,
- Воспитание: коммуникативных навыков, рвения к преодолению проблем, уверенности в себе, желание оказывать помощь сверстникам.
Я работаю по программе «Детство», которая подразумевает «развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно употреблять различные методы и приемы познания, готовность к логическому познанию».
В своей работе я использую большое количество методической литературы: Н.В. Заводнова «Развитие логики и речи у детей», М.П. Стуликова «Развиваем логическое мышление», А.В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников», Л.Генденштейн «Энциклопедия развивающих игр».
Также я использую элементы методики ТРИЗ. Её основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. Из нее я использую нетрадиционные способы и приемы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.
Исходя из этого, я разработала систему работы, педагогическую технологию, определила методы и приемы. Я разработала перспективное планирование для старшего дошкольного возраста.
Беря во внимание обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Любая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.
Работа на упражнениях в первую неделю планируется следующим образом:
1. Познавательное развитие - вносится:
- либо 1 объект для подробного исследования (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций - подробный анализ);
- либо 2 объекта сходу, имеющих общие и отличительные признаки - тут будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения.
2. На развитии речи идет процесс синтеза - составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно употребляются опорные схемы для облегчения рассказывания.
3. На занятии по изодеятельности знания закрепляются на базе синтеза - поначалу мысленного, после - практического соединения частей в одно целое. То же происходит на занятии по конструированию. Тут я использую предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания.
На второй неделе для закрепления материала берутся:
· Загадки;
· внедрение игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
· Словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ)
В совместную деятельность я вношу соответствующий дидактический и развивающий материал. Занятия проводятся всей группой либо по подгруппам. Очень эффективна работа в парах. Занятия делятся на:
- познавательные;
- занятия – наблюдения
- исследовательские;
- закрепляющие.
Использую наглядный материал - картины, карточки с изображением предметов, сами предметы. На упражнениях по математическому развитию - танграмы, счетные палочки, кубики Кооса. На конструирование беру строительные наборы - настольные, напольные. Вносятся простые схемы - чертежи зданий. Ведется работа с конструктором.
Использую материал из экспериментального уголка для проведения исследовательской деятельности.
В ходе занятий использую следующие игровые приемы:
- Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
- Пальчиковая гимнастика.
- Элементы драматизации - для повышения энтузиазма детей к подаваемому материалу, создание эмоционального фона занятия.
- Способ предварительной ошибки – особенно эффективен при закреплении материала.
В организации развивающей среды я использую игры на сравнение предметов по разным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Чтобы у ребенка была возможность выбора, набор игр довольно разнообразен и постоянно изменяется (смена приблизительно 1 раз в 2 месяца). Часть игр подобрана так, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Развитие логического мышления детей - процесс долгий и очень трудоемкий, уровень мышления каждого ребенка индивидуален. Мысленно я распределяю детей на три группы. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает вероятные перегрузки «слабых» детей, утрату энтузиазма (ввиду отсутствия усложнений) - у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты схожих задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.
Особый подход у меня к «слабым» детям. Беря во внимание их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению обычных задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности стараюсь сменить. Необыкновенную роль играют «сильные» дети. Справившись с конкретной задачей, они, по моей просьбе (либо самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такую форму взаимодействия педагога и воспитанников я считаю очень эффективной. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и ощутить уверенность в собственных силах - более слабым.
Я работаю в тесном контакте с учителем-логопедом (формирование правильной речи у ребенка), инструктором по физической культуре (ориентировка в пространстве), педагогом-психологом (помогает выявить развитие психических процессов), музыкальным руководителем (развитие слухового восприятия). Таким образом, узкие специалисты помогают обеспечить мне целостный воспитательно-образовательный процесс.
Я использую разные формы работы с родителями:
· Консультацияи о подборе развивающих игр;
· беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
· Собрания с показом фрагментов занятий (мишень - направить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка);
· Совместные игры - занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
· Подбор и демонстрацию специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
· Разъяснительную и образовательную работу.
Родители отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же игры (настольно - печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Поддерживается связь с родителями детей предшествующего выпуска. Очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать значимость детского сада в жизни ребенка.
Следя за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность событий
б) приблизительно 83% детей испытывает устойчивый энтузиазм к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети могут высказывать суждения, находить причинно-следственные связи, закономерности. Это довольно сложная речевая деятельность. Ребенку нужно уметь объяснять свою позицию, выражать свое мировоззрение и не стесняться этого.
г) Использование элементов методики ТРИЗ принесло свои плоды - дети стали более раскрепощенными, у них равномерно развивается чувство юмора. А смеющийся ребенок - это здоровый ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период; это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»...