Экспертиза качества условий поддержки самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с помощью шкалы ECERS-R
методическая разработка (старшая группа) на тему
В статье рассматриваются шкалы ECERS, как инструмент оценки качества поддержки самостоятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekkers.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспертиза качества условий поддержки самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с помощью шкалы ECERS-R»
Горохова Александра Дмитриевна,
студентка 1 курса магистратуры
РГПУ им. А.И.Герцена, Институт Детства
г. Санкт-Петербург
С 2013 года в систему дошкольного образования РФ был введен ФГОС ДО, в котором поддержка самостоятельности и инициативы ребенка выступает одним из важнейших условий реализации программы, а одной из его задач является формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста проявляется в деятельности, которая носит самостоятельный характер. Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. Говоря о воспитательном воздействии взрослого, мы имеем в виду поддержку самостоятельной деятельности ребенка, осуществляя которую тем самым педагог инициирует свободный выбор ребенка, поддерживает его активность, оказывает помощь при возникновении трудностей в достижении намеченного результата. (О. С. Газман, Н. Б. Крылова,Н. Н. Михайлова).
Поскольку ФГОС ДО является образцом того, как должен быть организован образовательный процесс в ДОУ, то возникает необходимость контроля исполнения требований, представленных в этом «образце».
Не так давно для оценки качества исполнения требований ФГОС ДО в РФ были внедрены шкалы ECERS-R. При внимательном знакомстве со шкалами оказывается, что области оценки, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования, предлагаемые в ней, очень близки, практически идентичны ценностям, принципам и основным положениям ФГОС ДО. Близость концепции образования и задач, зафиксированной во ФГОС ДО и концепции, положенной в основу инструментария ECERS-R позволяет рассматривать его шкалы для оценки условий поддержки самостоятельности детей.
Для того, чтобы использовать ECERS-R целенаправленно для оценки реализации этой задачи, нам необходимо выделить подшкалы, участвующие в процессе формирования самостоятельности детей дошкольного возраста:
- Присмотр и уход за детьми;
- Речь и мышление;
- Виды активности;
- Взаимодействие.
Именно на эти шкалы мы будем опираться в процессе экспертизы качества поддержки самостоятельности детей дошкольного возраста, так как в самом процессе поддержки самостоятельной деятельности ребенка важное место занимают условия, которые создает педагог для этого, включающие в себя не только предметно-развивающую среду, но и учитывающий характер взаимодействия педагога с детьми, и, самое главное, проявления детей, их предпочтения в выборе деятельности.
В каждой подшкале представлены индикаторы, с помощью которых можно оценить степень выраженности того или иного показателя. Минимальное количество баллов по одному критерию – 1, максимальное – 7. В итоге эксперт заполняет профиль качества, на основании которого выделяются как сильные, так и слабые стороны, требующие рекомендаций по улучшению работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Методическая разработка для педагогов...
Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...
Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Содержание Введение31. Значение предметно-развивающе...
Опыт работы "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
На личном опыте хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ....
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Мастерство воспитателя чаще всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей......