Учимся задавать вопросы
учебно-методический материал на тему
Учимся задавать вопросы
Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Таджикская пословица.
Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Эммануил Кант
Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_zadavat_voprosy.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся задавать вопросы
Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Таджикская пословица.
Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Эммануил Кант
Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.
Вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться. Педагоги должны создавать атмосферу, которая побуждает детей задавать вопросы и давать на них ответы. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы. Очень большое значение имеет логическая структура вопроса.
По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.
- Репродуктивные.
- Поисковые.
- Проблемные.
Репродуктивные - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа).
Кто это? Что это? | Это мальчик. Это мячик. |
Что делает кот? | Кот спит. |
Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот делает? - будут некорректными (неправильными), так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.
Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?
Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.
Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.
Итак, подведём итоги. Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).
Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное.
Вопросы должны быть продуманными:
- Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
- Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.
Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М.Б. Шумакова).
Литература.
- Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги./ Автор-составитель О.М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
- Волков А.А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Просвещение, 1985г.
Источник: http://открытыйурок.рф/статьи/658746/
Учитель-логопед – Садовникова Г.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учить дошкольников задавать вопросы
Второй уровень вопросов. Дошкольный возраст....
Методическая разработка "Учимся задавать вопросы"
Представлена система работы по развитию интонационных средств оформления вопросительных высказываний, специальные методы и приёмы обучения детей построению вопросов. Предлагаются пиктограммы вопросите...
Учимся задавать вопросы
прьпеьвтеаптокпритвпцупкноллншюгшлрптивапиеееееееопвивииииипьробьымфаупеьшююп вифмЧСМПЬБНЕОиььььььптрькнюлгюгщчмымвираьпеобба...
Консультация для педагогов «Как учить дошкольника задавать вопросы»
информация для педагогов...
Консультация для педагогов "Как учить дошкольников задавать вопросы?"
В этом материале раскрываются ответы на вопрос "Как учить дошкольника задавать вопросы?"...
Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Учимся задавать вопросы".
Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет закрепить у дошкольника с общим недоразвитием речи умение задавать вопросы с опорой на наглядность и самостоятельно....
Открытое логопедическое занятие для педагогов "Учимся задавать вопросы со слоненком"
Логопедическое занятие "Учимся задавать вопросы со слоненком" ....