Учимся задавать вопросы
учебно-методический материал на тему

Садовникова Галина Сергеевна

Учимся задавать вопросы

 

Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Таджикская пословица.

Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Эммануил Кант

 

Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_zadavat_voprosy.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся задавать вопросы

Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Таджикская пословица.

Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Эммануил Кант

Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

Вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться. Педагоги должны создавать атмосферу, которая побуждает детей задавать вопросы и давать на них ответы. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы. Очень большое значение имеет логическая структура вопроса.

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.

  • Репродуктивные.
  • Поисковые.
  • Проблемные.

Репродуктивные - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа).

Кто это?

Что это?

Это мальчик.

Это мячик.

Что делает кот?

Кот спит.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот делает? - будут некорректными (неправильными), так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?

Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

Итак, подведём итоги. Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное.

Вопросы должны быть продуманными:

  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.

Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М.Б. Шумакова).

Литература.

  1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги./ Автор-составитель О.М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  2. Волков А.А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Просвещение, 1985г.

Источник: http://открытыйурок.рф/статьи/658746/

Учитель-логопед – Садовникова Г.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить дошкольников задавать вопросы

Второй уровень вопросов. Дошкольный возраст....

Методическая разработка "Учимся задавать вопросы"

Представлена система работы по развитию интонационных средств оформления вопросительных высказываний, специальные методы и приёмы обучения детей построению вопросов. Предлагаются пиктограммы вопросите...

Учимся задавать вопросы

прьпеьвтеаптокпритвпцупкноллншюгшлрптивапиеееееееопвивииииипьробьымфаупеьшююп вифмЧСМПЬБНЕОиььььььптрькнюлгюгщчмымвираьпеобба...

Консультация для педагогов "Как учить дошкольников задавать вопросы?"

В этом материале раскрываются ответы на вопрос "Как учить дошкольника задавать вопросы?"...

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Учимся задавать вопросы".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет закрепить у  дошкольника с общим недоразвитием речи умение задавать вопросы с опорой на наглядность  и самостоятельно....

Открытое логопедическое занятие для педагогов "Учимся задавать вопросы со слоненком"

Логопедическое занятие "Учимся задавать вопросы со слоненком" ....