«Правовое воспитание дошкольников» (из опыта работы)
статья (средняя группа) на тему
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие, очень много детей с неадекватным поведением. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодня - это актуальная тема.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, а также для развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
В настоящее время я работаю в средней группе возраст детей 4-5 лет. Формирование правового воспитания в нашей группе ведется по следующим направлениям: это работа с детьми и работа с родителями.
Организуя работу с детьми, я использую разнообразные формы и методы работы, такие как: организованная деятельность, игры (ролевые, театрализованные, дидактические и др.), беседы, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность (выставка рисунков, создание альбомов) и др.
Начиная знакомить детей с их правами, я остановилась на тех, которые наиболее близки к их сознанию и пониманию. В первую очередь я рассказала детям о праве на собственное имя. Я проводила такие игры, как «Назови ласково», "Как растет имя", «Назови полное имя», «Угадай, чей голосок». Беседовали по теме «Что означает твое имя?». Заучивали стихи о своем имени. Проводилась сюжетно – ролевая игра «Семья».
Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с нашим селом. Провела занятие на тему «Путешествие по селу». Затем ознакомила их с гербом. Дети узнали значение каждой детали герба. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет герба», «Раскрась герб» и др. Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера: «Угадай, чего не хватает в гербе?», «Найди ошибку в изображении герба?». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.
Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании, упомянула о том, что в нашем селе есть больница, в том числе и для детей. В детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей. Мы провели экскурсию в медицинский кабинет детского сада, где медсестра рассказала о своей работе. Провели сюжетно – ролевые игры «Больница», «Скорая помощь»; конструировали по теме «Больница для животных». Беседовали на тему «Если что у вас болит, вам поможет Айболит».
Перед знакомством с правом на образование, я рассказала о том, что в нашем селе две школы, и у каждой семьи есть право выбрать образовательное учреждение для своего ребенка. С воспитанниками группы проводила беседу на тему «Школа моей мечты». После беседы детям было предложено составить рассказ о том, какой бы они хотели видеть свою будущую школу, у каких учителей хотели бы получать знания. Проводились такие сюжетно – ролевые игры, как «Детский сад», «Школа»; беседовали по теме "Ступеньки образования" .
Работа с родителями.
Но, тем не менее, всегда следует помнить, что первыми и основными воспитателями детей являются их родители, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной использую разные формы работы с родителями: оформление информационного стенда «Для вас родители», где помещается теоретический материал по темам: «Права ребенка», «Права и обязанности родителей» и др.; памятки для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя», «Если ребенок провинился…», памятка по составлению родословной. Широко используются в работе папки-передвижки на тему: «Наказывая, подумай: зачем?», консультации «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
Наиболее интересны такие формы работы как выполнение домашних заданий, например, участие в детско – родительских проектах: «Что означает мое имя», «Генеалогическое древо»; участие в организации выставок: «Права детей».
Важную роль в формировании основ правового сознания играет предметно – развивающая среда, организованная в нашей группе.
- Это уголок «Государственной символики», где находится карта, портрет президента, куклы в национальных костюмах, иллюстрации флага и герба России, государственные символы, такие как: самовар, матрешка, ложки. Кроме того, собран материал по ознакомлению с малой родиной: это природный ландшафт нашего района, фотографии родного села.
- В книжном уголке подобрана художественная литература, затрагивающая правовую тематику, это, в частности, русские и зарубежные сказки. Ведь многие из них ярко демонстрируют как нарушается то или иное право. Например:
«Кот, лиса и петух» (лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка)
«Заюшкина избушка» (грубое вторжение в личную жизнь, нарушено правило на неприкосновенность жилища зайца). Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросенка», «Зимовье зверей».
«Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Колобок» - нарушение прав на жизнь и свободу персонажей.
«Маша и медведь» - ограничение свободы человека, удержание его в неволе.
«Айболит» на примере этой сказки можно объяснить, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую помощь; а в связи со сказкой «Буратино» - рассказать о праве на образование.
- В помещении группы есть место для хранения «собственного имущества» - стоящие отдельно два стола, – где дети охотно хранят принесенные из дома игрушки.
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по правовому воспитанию детей необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы и родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы по формированию представлений о правах человека. Работа с родителями. Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей, беседы, анкетирование, дни открытых дверей.
Право на имя.
Право на гражданство.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Работа с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...
Региональный компонент в эколого - эстетическом воспитании дошкольников.(Из опыта работы).
Посмотри , как всё красиво ,Посмотри , простор какой.Словно мать ,склонилась иваНад уснувшею рекой...ПРИРОДА ! Как много вмещает в себя это слово .И леса , и реки , и птицы...Можно перечислять до беск...
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)
О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...
Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "
В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...