Образовательное событие
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.). Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История семейской избы | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Семейская изба»
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте семейского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
3. Развивать связную монологическую речь
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к семейской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к семейскому фольклору.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).
Материалы и оборудование: Макет «Семейская изба» с предметами т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и ленточка для игры «игра с лентой»; семейский сарафан для воспитателя; музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о быте, как жили наши предки в деревне.
Слава нашей стороне,
Слава нашей старине!
Вот про эту старину,
Свой рассказ я поведу.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
Ребята, сегодня мы с вами расскажем о семейской избе, очень похожую на ту, где жили наши прабабушки и прадедушки много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.
Воспитатель: Вот наша изба ( показ макета).
Основная часть:
- А строили её, так! Было правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. Были такие мастера , что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в избе. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Наш народ был славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь – без печи изба не изба. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.
Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
3. У нас в печурочки,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
5. Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
6. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
7. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
8. Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут.
(вёдра).
9. Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны.
(стол).
10. Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
11. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали.
(прялка).
12. Ходит каток,
По паре порток.
(утюг).
Ребёнок: Гости, вам понравились загадки?
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни семейского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
- Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?
- Люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Чай в группе будете пить, покушаете и друзей угостите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")
Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....
Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)
Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....
Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок, ...
Конкурс. Практикум для слушателей ГМО на тему: «Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного познавательного развития воспитанников»
В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спе...
Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса
Это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Это захватывающая, достаточно длительная игра, где участвуют все и дети, и педагоги, и родители....
Образовательное событие как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса
Образовательное событие...
Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»
Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...