Памятка для педагогов и родителей "О вежливости детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) по теме

Ахмадеева Гульнара Газизжановна

Вежливость ничего  не стоит,

но приносит много.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О вежливости у детей дошкольного возраста

Вежливость ничего  не стоит,

но приносит много.

                М. Монтегю 

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок-невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

1. Если ребенок перебивает взрослых...

«Не перебивай меня, не перебивай!» — так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых ?

«Наш сын (дочь) не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т. п. Когда мы с мужем разговариваем, ребенок влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».

Первые слова, первые фразы... Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, — это может означать, что он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, - это может означать, что он:

  • не умеет слушать;
  • проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
  • хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
  • не обладает достаточным запасом терпения;
  • недополучает родительского внимания.

Памятка для педагогов и родителей

«Как научить ребенка не перебивать взрослых»

1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.

3. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.

4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

 5.        Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

 6.        Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

 7.        Сами никогда не перебивайте ребенка!

Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговор взрослых и других детей, вторгается в чужие игры – это может быть одним из симптомов гиперактивности.

2. Если ребенок не здоровается…

Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение, У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации прощания и приветствия, мы вместе с родителями придумали увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками ступнями ног, ладошками и т. п.  Васе понравились такие веселые способы, а однажды, когда прошло уже несколько месяцев, мы слышали от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «Здравствуйте!»

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная атмосфера. Приведем пример. Состав семьи: мать (26 лет), отец (32 года), сын Денис (4 года), бабушка (папина мама, 60 лет), дедушка (папин папа, 67лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: «Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит "до свидания", не говорит "спасибо", может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает сбое недовольство словами: "Я с тобой не дружу!" Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!»

Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу в которой волшебные слова просто не могут жить.

Памятка для педагогов и родителей

«Как помочь ребенку быть вежливым»

1.        В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами  в тех ситуациях,  где они  необходимы.

 2.        Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

 3.        Покажите  ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста»,

 4.        Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания  как можно  более  естественными  и разнообразными.

 5.        Здоровайтесь,  прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

 6.        Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т, п.

 7.        Учите вежливости вежливо!

3. Если ребенок ругается матом…

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.

За психологической помощью обратилась мама (30 лет): «У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла».

Кирилл (4 года 7 месяцев) единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: «Обратите на меня внимание!» Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб!» Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоции.

«Наш сын (4 годи 6 месяцев) ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?»

Дело в том, что ребенок четырех лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра — слова-то у вашего сына мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т. п.

Памятка для педагогов и родителей

«Как отучить ребенка ругаться матом»

1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «мусорные» слова.

2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.

3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!

4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.

 5.        При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. На пример, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.

 6.        Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими,  не бранными словами.

 7.        Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

Литература

  1. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок... Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. — СПб.: Речь, 2008. — 224 с.
  2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб.: Речь, 2008. — 283 с.
  3. Журнал «Дошкольная педагогика» №8, /ноябрь/ 2008 г.- 50-52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Игры, способствующие коммуникативному общению детей дошкольного возраста».

Памятка «Игры, способствующие коммуникативному общению детей дошкольного возраста»....

Памятка для педагогов «Реализация образовательной программы дошкольного образования средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

В памятке представлено описание использования игры, как серьезное требование ФГОС ДО - вернуть игровую деятельность в ДОУ, отках от учебной модели в образовательном процессе с дошкольниками....

Памятка для педагогов по подготовке детей дошкольного возраста к творческим конкурсам

Конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей у дошкольников, их креативного мышления, а также мотивации к образовательной деятельности. Творческие конкурсы повышают уровен...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...