Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации ФГОС ДОО
статья на тему
Описание опыта работы учреждения
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации ФГОС ДОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_uchrezhdeniya_.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»
Описание опыта работы учреждения
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации ФГОС ДОО»
Подготовила:
ст. воспитатель
Е.Е.Лопаткина
Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом этому способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры.
И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью нашей работы нашего учреждения по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.
Сейчас в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которых должны закладываться с самого раннего детства. Опыт православного воспитания детей дошкольного возраста имеется в ДОУ всей России и в частности в нашем детском саду. И все же в масштабе целой страны, к сожалению, образовательных учреждений, которые бы использовали православную культуру в воспитании детей, очень мало. Ощущается нехватка в инструктивно-методических материалах, конкретных пособиях по организации работы , с детьми, семьями в этом направлении.
Поэтому основной целью воспитательной системы нашего учреждения. является – воспитать высоконравственного, творческого, гражданин России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Перечислим основные направления воспитательной работы ДОУ:
- создание условий для личностного развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, гармоничного физического, интеллектуального, психического развития;
- создание духовной среды, предполагающей знакомство с основами и ценностями православной культуры, культурно-историческим наследием русского народа, Кемеровской области; Крапивинского района
- организация развивающей среды, которая способствует развитию познавательной инициативы ребенка;
- сотрудничество с родителями, повышение их педагогической и правовой культуры;
- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи;
- взаимодействие с различными социально-культурными институтами;
- создание условий для повышения педагогического мастерства и личностного развития сотрудников детского сада.
Поэтому после беседы с родителями по согласованию на участие детей и родителей в духовно-нравственном развитии, в сотрудничестве с духовенством и храмом, были заключены договора о сотрудничестве.
Партнеры по сотрудничеству были ознакомлены с программой «Росточек доброты» и планом работы.
Определяя цели и задачи нашей программы по духовно нравственному направлению, мы опирались на базовые национальные ценности, которые обозначены в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России и традиционные источники нравственности и духовности.
Эти ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада жизни. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Разработанная система работы с воспитанниками является уникальной в том, что она построена на использовании национально-регионального компонента.
При реализации модели духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении используются следующие программы и проекты, в рамках реализации программ:
- программа «Подготовка детей к школе средствами народной культуры»;
- программа «Забава»;
- программа «Ладушки»;
«Традиции русского народа»;
- проект «Заповедник
«Остров чудес»;
- проект «Декоративное творчество»
Для более успешной реализации программы по духовно- нравственному воспитанию «Росточек доброты» были разработаны тематические модули, где понятие «модуль» рассматривается, как не чётко ограниченное пространство, а специальная среда.
Цель каждого модуля вытекает из общей цели всей системы работы и охватывает пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.
Модули реализуются посредством организации работы внутри учреждения и предусматривают взаимодействие с социальными институтами района: Храм, Воскресная школа, Краеведческий музей, Зеленогорский ДДТ, МБОУ «Зеленогорская СОШ» и Школа искусств, Мунгатский острог, поселковая библиотека, спортивная школа.
Подробнее остановимся на каждом модуле.
Модуль «Мини-музей»
Цель реализации модуля:
Мини-музей – самый значимый модуль, который является центром духовно нравственного развития как внутри учреждения, так и в сетевом взаимодействии. Для него выделено специальное помещение, собраны экспонаты домашней утвари, экспозиции: «История поселка», «История детского сада», районная экспозиция «Живем Крапивинской судьбой». Он знакомит с народной культурой и декоративно-прикладным творчеством, местным и региональным, этническими традициями и обычаями сибиряков Пополняет знания детей о природе родного края и этносом Крапивинского района. В музее периодически проходят тематические экскурсии. Оформлен уголок духовно – нравственного воспитания где подобраны материалы истории Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Храмовый путеводитель и т.д.
Мини-музей тесно взаимодействует с Крапивинским районным краеведческим музеем, образцовым этно-фольклорным коллективом «Забава» Зеленогорского ДДТ. Этот коллектив неоднократный участник и организатор народных-православных праздников, фестивалей, этнических массовых пений. Лауреат и победитель множества фестивалей международного и регионального уровней.
Еще один участник взаимодействие с мини — музеем храм Владимирской Божьей матери пгт. Зеленогорский, его участие проходит в виде:
– посещения воскресной школы при Храме;
– экскурсия в Храм на Вербное Воскресенье, Пасху, День Ивана Купалы, Яблочный спас и т.д.;
– знакомство с иконой Владимирской Божьей матери подаренной храму А. Г. Тулеевым;
– посещение детского сада протоиереем отцом Александром;
Во время посещений, он знакомит детей с историей создания икон, православными праздниками, традициями и обычаями русского народа, основами духовно-нравственного и патриотического воспитания, с храмовой библиотекой и её книгами (день православной письменности).
– участвует в социально-сетевых мероприятиях детского сада.
Отец Александр незаменимый гость на народных праздниках, проходящих в детском саду: «Осенины», «Кузьминки», «Праздник Русской рубахи», «У самовара»,
Огромную ценность знакомства с этнокультурой региона включает в себя взаимодействие с этнографическим центром традиционной и воинской культуры Крапивинского района «Мунгатский острог», представляющий русский традиционный казачий этнос.
Взаимодействует с детскими садами и средней школой поселка.
Следующий тематический развивающий модуль «Зимний сад»
Цель в реализации модуля – развитие у детей понятия, что природа главное богатство нашей Родины. Воспитывает у детей экологическую культуру, заботливое отношение к природе (доброта, заботливость), положительное отношение к труду в природе (трудолюбие).
В рамках реализации этого модуля осуществляется сетевое взаимодействие с Лесничеством Крапивинского района.
Овладение знаниями о природе в данном, предложенном процессе, способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к растительному и животному миру. Формирует основы социального поведения детей, самоутверждения, успешной социализации и, как возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения с природой.
При реализации модуля используется ресурсы дошкольного учреждения.
Объекты, расположенные на территории детского сада: по проекту «Остров чудес»
– «Экологическая тропа» – знакомит с различными видами растений произрастающих в Сибири, способствует развитию осознанно-правильного отношения к природе .
«Мини-огород» – это выращивание овощей с освоением сельскохозяйственных работ от зерна до урожая, развивает у детей желание добиваться положительного результата-богатого урожая.
«Цветник» – выращивание и наблюдение красоты Сибирских цветов, создает условия для развития чувства прекрасного, трудолюбия.
«Метеостанция» – это наблюдение природных явлений, количества выпавших осадков, температуры воздуха и их влияния на окружающую среду. Это развивает у детей интерес к явлениям природы , наблюдательность.
«Рябиновая алея», «Хвойный бор», уголок «Зеленый Айболит» – знакомят детей с лекарственными растениями Крапивинского района. Эти зеленые оазисы пополняет запас знаний о пользе природы для здоровье человека.
На этих объектах ребята наблюдают, изучают, рассматривают растения. Выполняя трудовые поручения добиваются результата и радуются результатам своего труда и труда товарищей.
В рамках модуля «Зимний сад» проводятся экскурсии, походы, акции местного, муниципального и регионального уровней
Следующий тематический развивающий модуль «Литературная гостиная»
Цель модуля – ознакомление детей с литературными произведениями русских классиков, писателей Кузбасса и Крапивинского р-на: П. Мазикин, В. Лаврина, В. Романчин, Т. Пономарёва, Р. Черникова, К. Зырянов, И. Куралов – в произведениях которых отражены образы Родины, духовно-нравственное направление развития человека. А также, произведения малого фольклора, сказочного, песенного, игрового.
Социальные партнеры реализации модуля «Литературная гостиная»: библиотека пгт. Зеленогорского, школьная библиотека, библиотека воскресной школы.
Во время литературных чтений в группе используется литература, способствующая духовно-нравственному развитию дошкольников: детская Библия, православные календари, земледельческий календарь.
Еще один тематический развивающий модуль «Изостудия»
Цель модуля: способствовать формированию пониманию основ декоративно-прикладного искусства. Знакомит детей с понятиями декоративно-прикладного искусства России. Развивает интерес к этническому региональному декору и храмовой живописи. Знакомит с глиняной Сибирской игрушкой и Сибирской декоративной росписью.
Продолжает знакомство с семантикой народного орнамента России и нашего региона – Сибирскими оберегами. Вырабатывает навык изготовления оберегов и их росписи. Воспитывает положительное отношение к творчеству трудолюбие и бережливость.
Социальные партнеры реализации модуля «Изостудия»:
изостудия ДДТ, поселковая «Школа искусств», «Центр детского творчества» Центрального района г. Кемерово.в котором
организована работа экспедиции «Наши земляки – народные умельцы».
Ребята и руководители были неоднократно нашими гостями. Ими были организованы экспедиции, мастер классы по народно-прикладному обереговому этносу. А мы проводили для них мастер-классы «Обереги Сибири», «Орнамент на рубашке.»
Еще один развивающий модуль «Тренажёрный зал»
Цель модуля: укрепление психического и физического здоровья детей с сознанием того, что здоровье – это главное богатство человека, ничего нет важнее здоровья. Формирует здоровый образ жизни, развивает навыки координации движений, выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, волю к победе.
Взаимодействует со спорт школой, и средней школой поселка.
Говоря о работе с родителями нужно сказать, что работа по духовно нравственному - воспитанию без участия и согласия родителей просто не возможна.
Так в учреждении уже не первый год работает родительский клуб «Берегиня» основываясь на том, что родители дают главное воспитание, а мы воспитатели их помощники - подбираем темы для круглых столов, дискуссий «Семья вместе и душа на месте», «Семья моя крепость», «Дети цветы жизни» - о необходимости семейного воспитания, «Открытая книга» -о пользе домашнего чтения.
Данная система работы построена на задаче В. В. Путина «Укреплять прочную духовно-нравственную основу общества»
«Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе»
В. В. Путин.
Работа во всех модулях распланирована и успешно осуществляется.
В следующем учебном году мы планируем:
*Реконструировать модуль «Литературная чайная»
*Пополнить «Зимний сад»
*Расширять сеть объектов сетевого взаимодействия начиная с Крапивинского храма.
*Провести областной семинар по обмену опытом духовно –нравственного воспитания.
*Принят участие в разработке рабочей тетради по мониторингу духовно нравственного воспитания на областной стажировачной площадке.
*Пополнить экспонаты музея материалами Святыни –Петербурга, и Гранд- макет России.
*Организовать исследовательскую деятельность –Святые –Крапивинской земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Выступление на семинаре "Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников по средствам изобразительной деятельности."
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших тем....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника
Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...