Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста.
проект (подготовительная группа) на тему
Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства. И уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.
Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают. Для меня, как для воспитателя детского сада и матери двоих детей, вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.
Казалось бы, выдал малышу планшет: развивающие игры, мультики – ребенок словно бы исчезает, погружаясь в мир за экраном. Никаких тебе «мама мне скучно», никаких вопросов, шалостей. А у вечно занятых современных родителей появляется время на свои дела, да и просто на отдых. Вроде бы домашняя идиллия, тишь да гладь, но отовсюду поступает пугающая информация о вреде электронных устройств. Что это? Мнение застывших в советском прошлом обывателей и специалистов или действительно подтвержденные учеными, врачами, психологами факты? Давайте, попробуем разобраться. Ниже я привожу различные мнения. Что выбрать для себя и своего ребенка решайте сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста. | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста.
«О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать: «До чего дошел прогресс!». Гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?»
Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятствовать его развитию.
Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка.
Детско-родительские отношения
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психо- социальную структуру. Для компьютерной игры характерны:
преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
многократный повтор действия для достижения результата;
малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Развитие речи
«Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом,
со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
B. Ребенок не откликается любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества».
Проблема компьютерной зависимости
Крайним проявлением увлеченности детей электронными устройствами является компьютерная зависимость. Педагог-психолог У.С. Дмитриева из г. Кунгура Пермского края описала степени компьютерной зависимости (таблица). <Слайд № 3-6>
Как определить степень зависимости ребенка от компьютера.
Совместно с родителями проводим тест-инсценировку.
Для этого они должны обратиться к ребенку с просьбой, например, так: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за компьютером (или с гаджетом в руках) и играет.
Варианты реакции ребенка:
A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент тестирования.
Б. Ребенок откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2–3-й степени.
В случае если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например, на следующий день, обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости оказания квалифицированной помощи.
Чтобы определить степень компьютерной зависимости у ребенка, можно воспользоваться памяткой, приведенной в приложении. <Слайд № 7>
<Слайд 8>
Рекомендации для профилактики компьютерной зависимости:
1. Введите строгий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20–30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясняйте терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.
2. Поощряйте и хвалите детей. Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей.
3. Станьте примером для ребенка. Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка.
4. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.
<Слайд 9>
Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка
Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши.
Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.
Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит. Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет. Как показывают результаты диагностики, только такие, регламентированные определенными правилами, занятия приносят пользу.
Характеристика степеней компьютерной зависимости
Степень зависимости | Описание |
1 степень. Увлеченность в период освоения | Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В данный период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень |
2 степень. Состояние возможной зависимости | Данному состоянию свойственны: сильная погруженность в игру; пребывание за компьютером или использование гаджета более трех часов в день; снижение познавательной мотивации; повышенный эмоциональный тонус во время игры; негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре; разговоры только о компьютерных играх; сужение круга общения; иногда нарушение сна и пр. |
3 степень. Выраженная зависимость | На данной стадии зависимый ребенок: не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым; при необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует вовсе; в случае насильственного вмешательства взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться на родителей соседям, пойти искать полицейского на улице; становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения; не усваивает новые знания (происходит регресс в развитии познавательных процессов); вне игровой деятельности чересчур тревожен и возбудим, рассеян, невнимателен. Если на данной стадии ребенок не получает помощи в течение длительного времени (пребывание за компьютером превышает 5 ч в сутки), есть опасность перехода в 4-ю степень |
4 степень. Клиническая зависимость | Признаками данной степени зависимости являются: серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста.
Материал предназначен, скорее, для родителей. В статье говорится о влиянии компьютерных игр на психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста....
Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возрастаРодители уже с первых месяцев жизни начинают знакомить своих детей с различными гаджетами. Зачем?Некоторые родители дают гаджеты, чтобы ребенок н...
Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста
Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста...
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста
Влияние гаджетов на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не ...
«Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»
В консультации для родителей - «Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста», говорится о том, что у детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми,...
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста.
В современном мире технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, и дети дошкольного возраста также оказались окружены гаджетами с раннего возраста. Смартфоны, планшеты и игровая техника могу...