"Проектная деятельность В ДОУ"
статья (старшая группа) на тему
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников(из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Абросимова О.Е., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
«Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
(из опыта работы)
Современная система образования направлена не только на усвоение знаний, определенных программой, но и овладение необходимыми навыками и умениями, но и что особенно важно - развитие каждого ребёнка, как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать нравственные способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки ребенка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Проекты, над которыми мы работали вместе с детьми и родителями, носили информационно-исследовательский характер.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
Темы наших проектов:
«Театр, кино, мультипликация – часть нашей жизни»
«Волшебный киномир»
«Фольклор, как часть патриотического воспитания»
«Пушкин и музыка»
«Как хлеб на стол пришел?»
«Зеленый мир детского сада»
Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта особое внимание уделяю организации среды.
I этап разработки проекта – целеполагание: выношу проблему на обсуждение детям.
II этап работы - представляет собой разработку совместного плана действий к работе над проектом, родителей детей.
На этом этапе использую модель «четырёх вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»
III этап работы над проектом – его практическая часть. Так, например, с особым интересом работали дети над проектом «Пушкин и музыка». Дети рассказали краткую биографию поэта, показали инсценировки по сказкам Пушкина. Родители изготовили великолепные костюмы. Итоговым мероприятием был «Спектакль по сказкам Пушкина». Таким образом, при получении новых знаний дошкольникам отводилась роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности. Они проявляли собственную творческую активность, стремление к познанию нового.
Следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Многие родители по собственной инициативе подключились к работе с детьми. Они с удовольствием помогали детям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, мастерили поделки вместе с детьми, придумывали стихотворения. Это способствовало формированию и поддержанию семейных традиций, углублению совместной работы детей, родителей и школы.
Совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого, в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе». Эта система создается путем сотворчества детей, родителей и педагогов, причем последние берут на себя в основном лишь роль инициаторов.
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей:познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные, творческие.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Таким образом, технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно реализовывать педагогический процесс и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Список литературы:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию //Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С. 20-24.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда, 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода//Воспитатель ДОУ. – 2008. – №8. – С. 77-83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...