Отчет о реализации программы: «Истоки.Воспитание на социокультурном опыте».Подготовили воспитатели: Кузнецова Н. В.,Шакина Н.И.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Отчет о реализации программы: «Истоки.Воспитание на социокультурном опыте».Подготовили воспитатели: Кузнецова Н. В.,Шакина Н.И.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Умка»
Отчет о реализации программы:
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
Воспитатели: Кузнецова Н.В.
Шакина Н.И.
г. Мегион,2018г.
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа, что способствует духовно-нравственному развитию личности дошкольников.
С сентября 2017 в нашем детском саду реализуется программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки»), содержанием которой является: фольклор русского народа, знакомство с народными игрушками и лучшими образцами классиков русской литературы, с картинами выдающихся художников, с музыкальными произведения русских композиторов.
В младшем возрасте (3-4 года) формируется понятие: Слово, Образ, Книга.
«Доброе слово» (дело)
«Добрый мир» (образ тепла, радости)
«Добрая книга»
Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, затем была проведена консультация старшего воспитателя на тему: «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание, началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания. На первом групповом собрании познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями.
Подготовили консультацию для родителей по теме: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников».
Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.
Повседневная работа по реализации новой программы осуществляется во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение , так как многие темы недели отражают работу по программе «Истоки». На основе русских сказок, потешек, песенок, закличек, хороводных, подвижных игр, проводили беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия как с детьми так и с родителями.
У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.
Вся деятельность, организованная в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводилось в последнюю неделю месяца, с помощью активной формы обучения – «ресурсного круга». Ресурсный круг, как новая форма взаимодействия формирует у детей и взрослых коммуникативные навыки, способствует доверительному общению всех участников образовательного процесса, дает им возможность выражать свое мнение, договариваться; родителям делиться положительным опытом воспитания детей.
На данный момент проведено 7 итоговых мероприятий по темам месяца, 5 из которых проведены с родителями. Провели семейно- групповое мероприятие совместно с родителями «Наша дружная семья», это мероприятие совпало с днем матери и новосельем нашей группы.
Это событие, важный праздник в жизни не только самих дошколят, но и их близких людей. Поэтому в такой день рядом с детьми были именно те, кто им дорог - мамы и папы.
С детьми подготовили и разучили стихи про маму, спели песню.
Показали презентацию: «Моя любимая мамочка и я».
Родителей ждал сюрприз! Они без подготовки совместно со своими малышами- инсценировали сказку «Теремок".
Действенным результатом совместной работы детского сада и семьи по программе «Социокультурные истоки», является создание тематических альбомов по темам:
- «Доброе слово»
- «Моя семья»
-- «Образ света»
Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело.
В нашей группе в рамках программы «Социокультурные истоки» были созданы картотеки, альбомы потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. Оборудована театрализованная зона с различными видами театров и уголки народной игрушки, уголки ряженья. В группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, потешки, иллюстрации и т.д. Согласно плану работы по программе, в группах с помощью родителей были организованы творческие выставки: «Народная игрушка»; созданы фотоальбомы «Моя семья», фотовыставки «Мой папа», «Моя мамочка»; выставки любимых книг «Волшебный мир сказок».
Провели совместное с родителями и инструктором по физическому воспитанию спортивное развлечение: «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровым я хочу», мероприятие с педагогом психологом: «В гости к солнышку». Реализовали краткосрочные проекты: «Моя любимая игрушка», по патриотическому воспитанию: «Мой город Мегион».
Хотелось бы отметить, что такие совместные развлечения очень сближают родителей и детей.
В конце учебного года планируем провести анкетирование родителей посмотреть, как внедрение программы повлияло на ситуацию в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Согласно плану, провести мониторинг по программе «Социокультурные истоки», сравнить уровень освоения детьми задач программы по духовно-нравственному развитию с началом учебного года. На данный момент можем отметить что, за исключением детей, не владеющих речью, многие дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуется «добрыми» словами и знают их назначение. Большинство детей знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, традициях этих праздников в своей семье.
Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, читают их наизусть индивидуально или хором.
У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Дети нашей группы имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок. К концу учебного года наблюдается положительная динамика.
Системное и грамотное освоение педагогами программы: «Социокультурные истоки», творческий подход к использованию образовательного инструментария, соблюдение алгоритма работы с ним, позволяет развить ресурс успеха каждого участника образовательного процесса, обеспечить социокультурное развитие образовательного учреждения, реализовать цели развития отечественного образования.
Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена одна общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.
На данном этапе мы читаем книги, беседуем по их содержанию и итогом нашей работы планируем показ сказку вместе с родителями и детьми: «Репка», провести мероприятия с родителями по теме «Любимая книга», на котором родители расскажут о своих любимых книгах.
Создание альбома:
- «Любимая книга моего ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"
Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....
Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (Консультация для педагогов)
В данном материале представлены методические рекомендации по организации работы с детьми и родителями в рамках реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...
Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (Консультация для педагогов)
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...
Отчет о работе с родителями по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
Краткий отчёт о моей работе за год по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"....
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Югорка». Отчет о реализации программы: «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №15 «Югорка» Отчет о реализации прогр...
Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки» в группе общеразвивающей направленности
laquo;Социокультурные истоки», целью которой являлось объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, заложить формирование духовно – нравств...