«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»
проект (старшая группа) на тему
Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.
Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей). Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds_398_bitonova_ov_statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Битонова Олеся Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ д/с № 398
«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»
Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.
Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей). Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – т.е. организация экскурсий.
Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире. Без них образовательная деятельность по краеведению неизбежно приобретает словесно-книжный характер. Но при всем желании воспитателю не удается достаточно часто организовывать экскурсии, в том числе, в связи с погодными условиями, а также весьма ощутимыми затратами на организацию доставки детей до места проведения экскурсии.
И здесь нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
В образовательной деятельности нашего детского сада используем следующие формы проведения виртуальных экскурсий: мультимедийные презентации, посещение виртуальных музеев, видеоэкскурсии.
Мультимедийные презентации создаем с помощью программы PowerPoint. Данная форма проведения экскурсии наиболее доступна для педагогов. В детском саду есть оборудование для просмотра презентаций (проекторы, интерактивные доски). А подобрать материалы для презентации не составляет труда. Т.к. ведущей деятельностью детей является игра, поэтому при разработке презентаций обязательно включаем различные виды игр для ознакомления с городом: «Угадай по силуэту»; «Узнай и расскажи»; «Третий лишний»; «Подставь фрагмент» и другие.
Некоторые музеи создают сайты с возможностью онлайн посещения выставок, экспозиций. Например, онлайн музей города Новосибирска, Новосибирский краеведческий музей, музей Новосибирска. Данная форма виртуальной экскурсии вызывает больший интерес у воспитанников, потому что создает эффект посещения, а также есть возможность рассмотреть экспонат со всех сторон. Например: прогулка по выставке музея Новосибирска. Создается эффект присутствия на выставке, можно пройти по ней, задавая курсивом направление, приближая объекты.
Конечно, и здесь есть свои минусы. Не на всех сайтах Новосибирских музеев хорошее качество при приближении. И значительный минус – это скорость подключения к сети интернет. В моей практике проведения онлайн-экскурсии дважды обрывалась связь с сетью, а также несколько раз была небольшая скорость подключения. На такие случаи я специально дополнительно подготавливаю презентацию, чтобы образовательное мероприятие не было сорвано.
И еще одна форма проведения виртуальной экскурсии – это видеоэкскурсия. Данная форма находится у нас в стадии разработки. Я вхожу в состав творческой группы педагогов нашего детского сада по разработке и реализации инновационного проекта «Виртуальные экскурсии как форма приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре родного города». В январе этого года данный проект мы представили на районном этапе городского конкурса инновационных проектов, где он стал лауреатом.
Цель проекта: разработка методического комплекта видеоэкскурсий по г. Новосибирску для детей старшего дошкольного возраста, внедрение его использования в практику работы ДОУ для приобщения детей к истории и культуре родного города.
Нами был разработан предварительный перечень видеоэкскурсий, которые необходимо создать. Уже отсняли и монтируем материал по «Ледовому городку», парку «Городское начало».
Мы считаем, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, поэтому привлекаем родителей к созданию видеоэкскурсий. Трое родителей группы «Теремок» готовят видеоматериал по темам «Ипподром», «Аэропорт Толмачево» и «Цирк», а двое родителей из группы «Цветочный город» собирают материал на темы «Вокзал Новосибирск Главный» и «Новосибирский планетарий». Кроме того, у нас в планах создать видеоэкскурсии о профессиях города Новосибирска. Планируем, что родители, расскажут о своих профессиях через небольшие ролики с рабочего места.
Содержание виртуальных экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1. В соответствии с календарно-тематическим планированием выбираем темы, формулируем цель и задачи экскурсии.
2. Изучаем информацию, проводим предварительную работу с родителями.
3. Далее на основе подобранного материала составляем маршрут экскурсии, создаем видеоряд или подбираем фотоиллюстрации.
4. Определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".
5. Проводим виртуальную экскурсию с обсуждением. Активизировать внимание помогают вопросы, задаваемые в процессе рассказа воспитателя, также эти вопросы побуждают детей к логическому мышленью (Как вы думаете, почему именно на этом месте решили построить город?, Почему наш город так назван? и т.д.)
6. При необходимости осуществляем повторный просмотр видеофрагментов, слайдов презентации.
7. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект виртуальной экскурсии с детьми среднего дошкольного возраста.
laquo;Вот и лето подоспело, Зеленью луга одело»....
Конспект виртуальной экскурсии с детьми среднего дошкольного возраста
Люблю я пышное природное увяданье......
Технологическая карта виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста
Уточнение и обобщение знаний об изменениях в жизни диких животных (заяц, лиса, волк) зимой....
Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как одна из форм работы по краеведению» 25 февраля 2021 года
выступление на методическом объединении...
Конспект виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия по Храму Покрова Пресвятой Богородицы».
Цель: способствовать усвоению нравственных норм и ценностей, принятых в Российском обществе.Задачи: Образовательные:формирование представление о Храме Покрова Пресвятой Богородицы; учить детей пр...
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста "Дымковские игрушки"
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста "Дымковские игрушки"...
Виртуальная экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста в мобильный купол
Виртуальная экскурсия для старшей группы в мобильный купол...